По России прокатилась новая волна повышения цен: дорожает топливо. На
По данным
Как водители Ярославля реагируют на происходящее и в чем причина этого скачка цен — пытаемся разобраться.
«Там копейки»
Мы прокатились по нескольким АЗС Ярославля в пятницу, 15 сентября. На тот момент разница в стоимости топлива на станциях достигала 7 рублей по городу.
Например, в АЗС «Лукойл» на Мышкинском проезде сотрудница рассказала, что рост цен есть, но копеечный. По ее словам, в последний раз АИ-95 подорожал на 12 копеек.
— У нас почти раз в неделю поднимаются цены, но там вообще буквально на копейки. 95-й в последний раз на 8 копеек подорожал: был 53,12, стал 53,2 рубля за литр. Это с 8 сентября столько стоит. Если смотреть данные с прошлого месяца, то также можно заметить незначительные увеличения. 19 августа, например, менялись цены — АИ-95 стоил 53,08 рубля за литр, а сейчас 53,2 рубля за литр — всего подорожало на 12 копеек. Проблем с доставкой топлива не бывает, — сотрудница «Лукойла».
На соседней АЗС «Анита» цены отличаются разительно. Сразу на несколько рублей — тут 95-й наливали уже по 59,99. Сотрудница на заправке отказалась комментировать ситуацию, а только уточнила, что проблем с поставками топлива у них нет. Сеть относится к небольшим, частным.
На 15 сентября самые высокие цены на бензин и дизель оказались у «Газпромнефти» на Тутаевском шоссе. АИ-95 разливали уже по 60 рублей за литр, а дизель — по 62. Мы поинтересовались у сотрудников АЗС, что происходит.
— Как нам ставит «Газпром», так цены и меняются. Мы узнаем о ценах по приказу. Нам приходит приказ где-то около трех часов дня, а меняем цены вечером, ночью. О ценах на топливо мы не знаем. Проблем по дефициту топлива у нас нет, — сотрудница автозаправки.
Недорого на фоне коллег смотрелась станция «Роснефти» на Тутаевском шоссе. По данным на 18 сентября, цены на ней не менялись в последние дни. АИ-95 стоил всего 51,1 рубля за литр. А дизель — 60,6.
«Переходим на троллейбусы»
Водители, не успевающие запоминать стоимость топлива, ругаются. Ярославец в возрасте, заправляющий машину на одной из АЗС, на которых мы были, пожаловался, что с каждым днем на тысячу рублей удается купить всё меньшее количество литров.
— Процентов на двадцать поднялись цены на бензин, по моим ощущениям. Каждую неделю я заправляюсь на тысячу рублей. В последний раз, когда заправлялся, на эту же сумму умещалось 22 литра бензина, а сейчас только 19 литров. На прошлой неделе выходило 20,5 литра за эти же деньги. Цена растет, а, по ощущениям, качество только ухудшается, — высказался он, закрывая лючок бака у Lada Largus.
Кто-то с отчаянием смотрит на происходящее.
— Категорически плохо отношусь к поднятию цен. Дорого стало очень. Переходим на троллейбусы, — иронизируя, ответил водитель легковушки. — Как раз мою машинку можно продать за копеечки, на месяцок, может, хватит на троллейбусах покататься. Вот сегодня заправился на 1,5 тысячи рублей, хотя обычно выходило около 1,2 тысячи рублей.
Увидев журналистов, в разговор вклинился таксист «Яндекс Go».
— Сегодня я заправился АИ-95, так он стал стоить 53 рубля, а неделю назад заправлялся за 50 рублей. Поскольку подрабатываю таксистом, то приходится заправляться два раза в неделю на полный бак. Это где-то 2400 рублей, а еще в августе выходило около 2000 тысяч, — поделился он.
Что происходит
Многие эксперты сходятся на уже нашумевшем мнении, что производителям выгоднее продавать за рубеж. Несмотря на санкционные ограничения, нефтяные компании используют разнообразные схемы экспорта, продавая топливо по высокой стоимости в другие страны.
Цена для российского потребителя удерживается специальным механизмом — демпфером. Иными словами, за счет налогов государство компенсировало производителям недополученный доход от продажи топлива россиянам. Так, цены для нас были стабильными, даже несмотря на зависимость от курса рубля и стоимости барреля нефти.
Текущий скачок, по мнению одного из работающих в отрасли эксперта 76.RU, может быть связан с сокращением финансирования по демпферу. По его словам, это как раз произошло в сентябре 2023 года.
— Сейчас постепенно все будут ощущать изменения. Рост цен повлияет на транспортников, которые покупают оптом топливо. Соответственно, и на стоимость проезда повлияет. Любая энергетика зависит от топлива, если оно дорожает, то любая энергетика тоже начинает дорожать. Это отразится и в ценах на отопление — на любой сфере, где есть энергопотребление. Сельхозпредприятия тоже покупают оптом топливо, соответственно, им дороже стало производить продукцию. В конечном итоге мы увидим подорожание продукции. Перевозка и логистика станут дороже. Перевозчики подняли цену, и, соответственно, наценка за доставку товаров станет выше, — пояснил источник 76.RU, работающий в отрасли.
«Мы можем получить дополнительную инфляцию в стране до 10%»
источник 76.RU в отрасли продажи топлива
С этим мнением отчасти согласна глава аналитического центра Независимого топливного союза Григория Баженова. Как она сказала 74.RU, между правительством и нефтяными компаниями идет своеобразный торг:
— Когда речь идет о снижении демпферных выплат, возникает такая игра: нефтяные компании говорят, дескать, у нас растет экспортная альтернатива, у нас возникает упущенная выгода, а вы тут еще срезаете нам демпферные выплаты. Соответственно, смотрите, что будет, если вы продолжите их срезать, — говорит Григорий Баженов.
Когда остановится рост цен
Правительство рассматривает ограничение экспорта топлива как один из вариантов нормализации обстановки — обсуждается лицензирование, запрет на экспорт через посредников, увеличение пошлин. Пока изменения не ввели, но, по данным на 18 сентября, рост цен на топливо в Ярославле приостановлен. Об этом сообщил один из сотрудников сети АЗС.
— Цена тормознула и остановилась. По АИ-95 даже понижение показала на среднеевропейской бирже небольшое, — рассказал ярославец.
Есть причины полагать, что в ближайшей перспективе власти смогут урегулировать ситуацию. Но что будет к следующей весне и дальше — остается вопросом.
Источник: https://76.ru/text/transport/2023/09/20/72717992/