ФЗ о госзакупках: как не сорвать резьбу, закручивая гайки

Сергей Чурочкин
14 мая 2018 в рубрике «Однажды в…»

«Для того чтобы бороться с коррупцией, надо воров сажать в тюрьму, а не закручивать все попавшиеся на глаза гайки. Можно и резьбу сорвать».

Так говорят те, кто сталкивается с Федеральный Законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ о госзакупках. Полное его название — «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Закон этот принят в самых благородных целях. Он призван сделать систему трат бюджетных денег прозрачной и не допустить коррупционных схем использования государственных и муниципальных финансов.

Однако детали закона кажутся непродуманными до конца. Заказчики — различные уровни власти в стране и подрядчики — участники конкурсных процедур — хором говорят, что некоторые положения ФЗ о госзакупках наносят ущерб развитию территорий.

Приведу примеры. В первую очередь, речь о тех работах, которые связаны с сезонность — ремонт дорог, дворов, парков и т.д. ограничен весенне-летним периодом.

Получил, скажем, Рыбинск деньги из федерального бюджета на ремонт дорог. Подтверждение об этом пришло в рыбинскую администрацию в конце апреля. К началу мая чиновники согласовали с депутатами размер софинансирования из местного бюджета — к участию в общих тратах муниципалитеты обязывает сегодня государственная власть.

Май — хороший месяц для начала ремонтных работ. Но все не так просто, как хотели бы рыбинцы.

Посчитаем время, которое по ФЗ № 44 затратят чиновники для того, чтобы горожане увидели на дорогах Рыбинска строительную технику. Каждый день в наших расчетах регламентирован законодательством.

Первый этап — подготовительный

  • Утверждается план закупок (ПЗ) — 1 день.
  • Утверждается план-график закупок (ПГЗ) — 1 день
  • Документы представляются общественности — 10 дней на то, чтобы все могли с ними ознакомиться
  • Документы передаются в областной департамент госзакупок — до 20 числа текущего месяца
  • Документы на обоснованность проверяет специальная комиссия — 10 календарных дней
  • Объявляется процедура закупки — с 1 по 31 число следующего месяца.

Этот этап обычно занимает от 40 до 50 календарных дней.

Если сумма предстоящих расходов меньше 25 миллионов рублей, первый этап можно сократить до 12 дней, выполнив только 1, 2 и 3-й пункты.

Второй этап — электронный аукцион

  • Публикуется извещение о проведении аукциона
  • Ознакомление потенциальных участников аукциона с его условиями — 15 дней, в течение которых участники могут внести уточнения в документы, изменить характеристики товара. Если уточнения принимаются, дается еще 15 дней для ознакомления с ними.
  • Далее областной департамент госзакупок выбирает пятерку самых подходящих на его взгляд претендентов. Ранжирование идет по предложенной цене контракта — на первом месте — самая низкая цена. Проверяются представленные ими документы. Если все претенденты представили не полный список документов, либо они не соответствуют условиям аукциона, рассматривается следующая пятерка.
  • Далее следует сам аукцион — 1 рабочий день.
  • Определяется победитель, и другим участникам аукциона дается 10 дней на обжалование результата. Это случается довольно часто. Если жалоба поступила, 10 дней тратится на ее рассмотрение по существу, все конкурсные процедуры приостанавливаются.
  • Только после этого с победителем заключается контракт.

На второй этап обычно уходит 30 дней, если нет уточнений, жалоб и противоречий. И 50 дней, если они есть.

Итак, подводим итог траты времени на оформление документов.

От момента официального подтверждения выделения Рыбинску 200 миллионов рублей из федерального бюджета до заключения контракта с подрядчиком проходит от 70 до 100 календарных дней.

Если денег меньше 25 миллионов рублей, чиновники могут уложиться в срок от 30 до 50 дней.

В случае с 200 федеральными миллионами строительная техника появится на рыбинских улицах в конце июля — это в лучшем случае, либо в худшем — в начале сентября.

Такими сроками будут недовольны все. Жители Рыбинска, которые будут знать о наличии денег, но не увидят их использование на свое благо. Подрядчики, которые могут не успеть завершить работы из-за погодных условий и рискуют нарваться на штрафные санкции. Сами чиновники, которых можно будет обвинить в нерасторопности.

Но не надо забывать и о высшем смысле ФЗ № 44 — борьбе с коррупцией и нарушениями в расходовании народных денег, каковыми можно назвать бюджеты всех уровней.

Так как совместить антикоррупционную направленность закона с целесообразностью временных трат?

Самое очевидное — это сократить сроки: не 10 дней на ознакомление с планом-графиком закупок, а 5. Не 15 дней на ознакомление с условиями аукциона, а 7. И так далее. В конце концов, все подрядчики, которые участвуют в закупках, очень внимательно следят за объявлениями и знают заранее о том, когда будет объявлен аукцион.

Один знакомый мне подрядчик с очень неплохой репутацией на днях рассказал, что иногда отказывается от участия в конкурсах только потому, что понимает риски, связанные со сроками.

— Одно дело, когда к работам можно приступать в мае — июне, и совершенно другое — в августе, — говорит он. — Большие объемы мы можем не успеть выполнить до начала дождей и даже снега. Технологии укладки асфальта в минусовую температуру есть, но они дороже. Если мы будем учитывать погодные факторы, однозначно проиграем по цене — всегда найдется тот, кто рискнет и выставит низкую стоимость своей работы.

Думаю, что из-за временного фактора мы теряем лучших, добросовестных подрядчиков, тех, кто лучше других строит дороги, ремонтирует дворы.

Я редко с сочувствием отношусь к тем, что стоит у руля бюджетных трат на местах. Слишком много накопилось к ним претензий, слишком часто они делают очевидные ошибки. Но в данном случае проблема видится все-таки в несовершенстве законодательства. Если, конечно, принять за основу, что рыбинские чиновники действуют добросовестно.

Сергей Чурочкин, преподаватель кафедр экономики и менеджмента МФЮА и МУБИНТ

Источник: http://rybinsk-once.ru/fz-o-goszakupkax-kak-ne-sorvat-rezbu-zakruchivaya-gajki/