До тех пор, пока жизнь не заставит граждан самостоятельно заботиться о состоянии общего имущества своих многоквартирных домов, программы капитального ремонта будут только усугублять положение дел в сфере содержания всей городской инфраструктуры.
Верной дорогой 185-го ФЗ
За теми копьями, что сегодня ломаются вокруг реализации закона о капитальном ремонте и фонде капремонта, как-то забылись дела не так уж давно минувших дней. В нашей стране властям не впервой заботиться о жилой инфраструктуре. В середине «тучных» нулевых годов, когда золотовалютные резервы страны стали расти в геометрической прогрессии, правительство обрушило на желающих золотой дождь в виде 185-го ФЗ. Желающим выполнить капитальный ремонт нужно было всего-то собраться и количеством голосов пропорциональных 51% площадей своего дома решить, что они будут делать ремонт, причем заплатят за него всего-то пять или десять процентов от сметной стоимости. Не особенно охотно реализуемый поначалу, этот механизм к моменту окончания приобрел такой размах, что деньги на это благое дело у государства как-то подозрительно быстро закончились. Да и кризис 2008-го года подоспел. В дальнейшем, по заверению президента России (напомним, что в те годы им был Дмитрий Медведев) за время действия 185-ФЗ злоумышленники умудрились вывезти из нашей страны 25 миллиардов рублей, предназначавшихся как раз для капитального ремонта жилья.
То, что нецелевым образом были использованы значительные средства, косвенно подтвердилось судьбой многих домов Ярославля. В частности, жители дома 125 по Московскому проспекту делали ремонт крыши четырежды. Впервые – за пять процентов, затем – по гарантии (рассыпался кирпич одного из парапетов), затем – за десять процентов; и, в конце концов, снова по гарантии (через год после ремонта крыша продолжала протекать). Ремонт подвала его состояние тоже не улучшил. Таким образом, имело смысл задуматься, что же делать дальше…
В каком законе «заднее» слово?
Но уже к тому времени, когда Дмитрий Анатольевич вновь уступил место Владимиру Владимировичу, задумываться стало как-то не принято. И наши законодатели единым духом придумали закон о капремонте. Или, если быть точным, постановление правительства, вносящее поправки в ЖК РФ. Согласно его букве, теперь каждый россиянин должен был оплачивать ремонт. Согласно духу, Россия, как правовое государство прекращало существование свое. Список противоречий, созданных этими поправками, до сих пор активно муссируется во всем российском сегменте интернета. Даже в самом Жилищном кодексе до сих пор прописана норма: «собственник жилого помещения несет ответственность за состояние общедомового имущества своего дома». Поправками в закон, где приоритетными были накопления в Фонде регионального оператора (другими словами – в «общем котле») это положение просто убивалось. Для того, чтобы перевести свои накопления на индивидуальный счет, собственникам предлагалась громоздкая процедура, немногим уступающая созданию ТСЖ.
Не совсем понятна оказалась и ситуация с самим фондом. Статья 123.17. Гражданского кодекса (Основные положения о фонде) в пункте первом гласит:
Фондом в целях настоящего Кодекса признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.
В том же кодексе, но в пункте пятом статьи третьей, недвусмысленно сказано:
В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон.
Кроме всего прочего, гражданин в РФ обязан оплачивать только поставленные услуги или товары надлежащего качества. Если же предполагаются авансовые платежи, то поставщик и потребитель обязаны заключить договор об ответственности сторон. Фонд капитального ремонта здесь предположил, что оплата приходящих квитанций уже есть подтверждение согласия собственника жилья с предложенным договором. К сожалению, пока нет судебной практики по этим весьма вольно истолкованным нормам закона. Правда, когда она появится, число неплательщиков, надо полагать, уменьшится до нуля. Правосудие в этом случае, к гадалке не ходи, будет использовано исключительно «басманное».
Фонд, который треснул
Помимо юридических, существовали у идеологов «сравнительно честного отъема денег у населения» и сугубо инфраструктурные несообразности. Дело в том, что некоторую часть многоквартирных домов ремонтировать было просто нельзя. И года три назад к нам в агентство неоднократно дозванивались жители домов Дзержинского, Фрунзенского и Заволжского районов, которые никак не могли понять: если их домам срок службы – 50 лет, а эти дома простояли уже семьдесят, то какой может быть ремонт? Тут латать – не за что, как говорится, хватать. Пока ярославцы недоумевали, москвичи придумали реновацию. Чем, опять-таки, создали прецедент: если мою пятиэтажку в обозримом будущем сломают, какой смысл копить на ее ремонт? Ведь действительно, многие дома, проектировавшиеся в шестидесятые-семидесятые года прошлого века, дешевле отстроить заново, чем отремонтировать. Капремонт в них не предусматривался вообще.
Вот под такие разговоры капремонт начал течение свое. Произошло это в 2014-м году. Тогда незадействованной остались две трети средств на капремонт, поскольку из 353-х запланированных домов ремонт был произведен лишь в 111. Называть его капитальным вряд ли возможно, поскольку в основном ремонтировались крыши, иногда – электрооборудование и совсем редко – фасады домов. Заняться теми же системами ГВС и ХВС и канализацией мешало священное право собственности. То есть проводку в подъездах и коммуникационных лотках менять было можно, а вот для замен стояков нужно было проникать в квартиры. Что не всегда приветствовали жильцы домов – особенно те, кто сделал дорогостоящий ремонт.
В последующий год ремонт, вроде бы, набрал ход, но уже в 2016-м году начал буксовать. Наш регион стал семьдесят третьим из восьмидесяти пяти, оцененных Общероссийским народным фронтом. Не исключено, конечно, что здесь основательно вмешалась и чья-то политическая воля, но… Нельзя не признать, что с капремонтом действительно творится что-то странное. Ладно бы – не хватало денег (что было бы вполне понятно – вклады рассчитывались в 2013 году, когда доллар стоил чуть больше тридцати рублей) но денег как раз в избытке. Вот уже который год их не могут освоить – и переносят объекты вместе с финансированием на следующий год. И это в Ярославской области, где собираемость составляет чуть более девяноста процентов. А что было бы, собирай мы как белгородцы и липчане по 112-116 процентов в год. Крыши крылись бы непосредственно ассигнациями, а в фонде трескались бы сейфы? Как бы не так – впрочем, это требует детального разбирательства.