Как закрытие трамвайного движения в Ярославле отразится на жизни горожан? Отвечает транспортный эксперт

Транспортный аналитик Владислав Булгаков в разговоре с 76.RU рассказал, как закрытие трамвайного движения в Ярославле отразится на городе. Ранее министр транспорта Мурат Баснукаев объяснял, что на время ремонта ярославцев пересадят на автобусы, также будет продлен 50-й маршрут электробуса с учетом улицы Труфанова.

— Определены дополнительные автобусные маршруты и изменения в существующих. Планируется открыть дополнительные автобусные маршруты от улицы Чкалова до центра города и улицы Бабича, — говорил Мурат Баснукаев.

На данный момент в Ярославле существует три трамвайных маршрута № 1 «Улица Свердлова» — «Улица Чкалова», № 2 «Улица Чкалова» — «Больница № 9», № 7 «Улица Свердлова» — «Улица Волгоградская». Трамвайный маршрут № 6 «Улица Блюхера» — «Улица Автозаводская» был закрыт на ремонт с октября 2023 года.

По мнению аналитика, ярославцам придется заранее выезжать из дома, чтобы проскочить пробку — у автобусов не будет преимущества в виде выделенной полосы. Пока такой отрезок есть на Первомайской, также в 2024-м должен появиться на улице Свободы.

— Пассажиропотоки переместятся в автобусы и троллейбусы. Трамваи в первую очередь обслуживают Брагино. Мне кажется, что в этом районе больше автобусов, дублирующих трамвай. В Ярославле трамваи не сильно вместительные, как в Москве и в Петербурге. Единственное вообще преимущество ярославского трамвая — это выделенное полотно, которое не позволяло стоять в пробках. Если мы говорим о том, к чему готовиться ярославцам — к тому, что придется закладывать дополнительные 10–20 минут в утренний час пик. Трамвай все-таки ездил по выделенному полотну, не стоял в пробках, экономил много времени. Соответственно, этой экономии при полном закрытии движения не будет. И, к сожалению, выделенных полос в Ярославле для автобусов, троллейбусов не появляется, — объяснил Владислав Булгаков.

Условия, прописанные в концессионном договоре, по мнению аналитика, не позволят исполнителю сорвать выполнение плана, сами концессионеры должны быть заинтересованы в его реализации.

— Я уверен на 100%, что «временное приостановление» не станет вечным, потому что концессионеры заинтересованы реализовать все как можно быстрее. Отстроить это, чтобы работало как часы. Мне кажется, что движение закроют не больше, чем на год, а то и вовсе полгода. Тем более, в конце концов, вагоны новые приходят, их нужно вводить в эксплуатацию. Всё это заказанное, деньги должны работать по концессионному договору, — рассказал Булгаков. — Перекрытие движения позволяет быстрее реализовать. А самое главное, что при таком варианте трамвай будет работать на старой рельсовой инфраструктуре.

Старое рельсовое полотно может повредить трамвайные тележки. Кроме того, старые трамвайные вагоны более прожорливые и требуют дополнительных подстанций.

— Подобный подход к концессии применяется часто. Например, в Курске закрыли всю остальную старую сеть на ту же реконструкцию, открыв первый этап концессии. В Питере, кстати, при «Чижике» тоже приличное количество сети было закрыто. И там нагрузка была на наземный транспорт куда серьезнее. Понятно, что этот путь не самый удобный для пассажиров, но зато он позволяет действительно ускорить процесс, — добавил он.

«Чижик» — первая в России частная трамвайная сеть, которая состоит из четырех маршрутов в Петербурге. Ее эксплуатирует с 2018 года ООО «Транспортная концессионная компания». Движение предусмотрено по условиям концессионного соглашения между правительством Петербурга и частным инвестором.

Аналитик подчеркивает, что трамваями пользуется значительно меньше пассажиров, чем автобусами. Закрытие трамвайного движения на пассажиропотоке в автобусах отразится, но не критично.

— Почему, собственно говоря, такой оптимистичный ответ дал: доля ярославских трамваеперевозок небольшая, чуть больше чем у троллейбуса. Основные перевозки осуществляют в городе автобусы. До того как заключили концессию, пассажиропоток в трамваях был 8,8 миллиона человек в год. Условно говоря, где-то порядка 25–30 тысяч трамвайная система Ярославля перевозит в день. Это на самом деле не так много, я бы сказал даже мало, — добавил Владислав.

Эксперт подчеркнул, что трамвайной сетью пользуется не так много людей. Однако он обратил внимание на локальные проблемы, которые могут усугубиться после 1 августа.

— Там больше проблем с этим автобусом 94С, на который додумались пустить «Газели», — возмущен аналитик. — Если мы говорим, что будут делать с водителями, так или иначе, водители трамваев понадобится. В конце концов, я уверен, что концессионер наймет и обучит, вернет их. Все-таки у него есть обязательства в рамках договора.

По мнению аналитика, на работы также не смогут отразиться перебои с поставками деталей.

Напомним, с 1 августа 2024 года в Ярославле на год полностью закроют трамвайное движение. Это решение озвучил губернатор Михаил Евраев 10 апреля. Год назад экс-глава регионального дептранса Татьяна Черемных, ныне находящаяся в СИЗО по делу о взятках, заверяла, что на время работ перекрывать трамвайное движение в городе не собираются.

Анастасия Вязигина

Анастасия Вязигина

корреспондент

Источник: https://76.ru/text/transport/2024/04/17/73451195/