Миллионы на сугробах: шесть компаний, которые зарабатывают на уборке снега в Ярославле

Изучаем контракты и суммы, выделяемые на это из бюджета.

Кто зарабатывает на уборке снега в Ярославле: 5 компаний

Такого ужаса на зимних дорогах города ярославцы не видели давно. Уборка Ярославля от снега в сезон 2020–2021 стала главным скандалом зимы. Снежный накат, хребты наледи, катки-тротуары, транспортные коллапсы и пассажиры, выталкивающие застрявшие автобусы — уже привычная картина. Последнее кажется чем-то из мира абсурда, но чего не сделаешь, чтобы уехать на маршрутке домой. Извинения мэра и помощь областной техникой от губернатора ситуацию не меняли, спасением стало лишь прекращение снегопадов.

В один день город встал после обычного зимнего снегопада 
В один день город встал после обычного зимнего снегопада Фото: Подслушано в Ярославле / vk.com ПОДЕЛИТЬСЯ

Пока ярославцы высказывали главе Ярославля всё, что о нём думают, кто-то зарабатывал на происходящем. Речь идет о десятках миллионов рублей из городского бюджета, выделяемых ежегодно на уборку. Давайте разберемся, кто их получает и как устроена система, в которой годами что-то идет не так.

Как устроена уборка города

До 2012–2013 годов Ярославль убирал, можно сказать, сам себя. На улицах работали два городских предприятия — «Спецавтохозяйство» и «Городское дорожное управление». ГДУ обанкротили к 2014 году и по весьма непрозрачной схеме передали скандальному дорожнику, экс-депутату Эдуарду Авдаляну. О странности той сделки говорили все: СМИ, депутаты, общественность. Но увы, город лишился мощного предприятия, у которого был свой автопарк уборочных машин. САХ всё еще мучается: его банкротство длится бесконечно. Пока арбитражный суд рассматривает иск от одного субподрядчика, другие подают новые. Окончательно компания перестала работать в 2020 году.

Вплоть до 2019 года овдовевшее «Спецавтохозяйство» нанимало субподрядчиков — частные компании, которые получали контракты на уборку города через аукционы на Госзакупках. Сполна расплатиться со всеми до сих пор не удалось (отсюда и иски, и банкротство).

К сезону 2020–2021 мэрия решила заняться возрождением городского предприятия, чтобы больше не нанимать субподрядчиков.

— Вы знаете, насколько невыгодна уборка частниками — это проведение аукционов, переплата денег, сложный контроль. Порой частники не берут трубки даже на звонки от мэра, — рассказал 76.RU депутат муниципалитета Ярославля Миша Халтян.

Реанимировать умирающий «САХ» было бесполезно. Что придумали: перевести всю технику и работников из банкротящегося «Спецавтохозяйства» в действующее городское предприятие садово-паркового хозяйства «Горзеленхозстрой». И это предприятие сделать главным по уборке города минувшей зимой. «Горзеленхозстрою» поручили убирать дороги первой и второй категорий (три-четыре полосы для движения в одну сторону), на все остальные улицы и закоулки контракты разыграли между частными компаниями по каждому району отдельно.

Сколько денег получают подрядчики

Итак, этой зимой город убирают:

  • Красноперекопский и Фрунзенский районы — ООО «Работник» и ООО «Регион-сервис» (сумма контрактов — около 18,2 миллиона рублей);
  • Кировский и Ленинский районы — ИП «Рудь» (около 5,62 миллиона рублей);
  • Дзержинский район — ООО «Яравтодор» (около 10,144 миллиона рублей);
  • Заволжский район — ООО «Ярдорремстрой» (около 9,46 миллиона рублей);
  • дороги 1-й и 2-й категорий во всех районах — «Горзеленхозстрой» (286,234 миллиона рублей).

Всего около 329,65 миллиона рублей выделено на уборку города.

Инфографика: Евгения БикуноваПОДЕЛИТЬСЯ

Кто заработал больше всего (если вообще заработал)

ООО «Яравтодор» получит 4,333 миллиона рублей за содержание дорог частного сектора в Дзержинском районе, в титульный список вошли 75 улиц. За эти деньги компания должна убирать улицы до 31 августа 2021 года — даты окончания договора. В уборку входит сгребание и подметание снега, обработка дорог и тротуаров реагентами, покос травы, сбор мусора, вывоз листвы.

Ещё 5,781 миллиона рублей компания получит за работу на внутриквартальных проездах Брагино. Это, в том числе, второстепенные дороги и выезды на основные магистрали. В список входят 95 проездов и улиц, 51 газон и 15 тротуаров. Важное замечание: ни в том, ни в другом контракте не прописан вывоз снега.

ООО «Ярдорремстрой» выиграл контракт на уборку частного сектора в Заволжском районе за 9,460 миллиона рублей. За эти деньги компания должна убирать снег, обрабатывать дороги реагентами, вывезти 100 кубометров снега, косить траву и вырубать мелкие заросли, убирать мусор и листву.

ИП Рудь В. В. получил контракт на уборку внутриквартальных проездов Ленинского района за 2,120 миллиона рублей. За эти деньги, помимо уборки, он должен вывезти за зиму-весну 200 кубических метров снега. Компания также убирает проезды Кировского района за 2,936 миллиона рублей. Из центрального района Рудь должен вывезти не меньше 210 кубов снега и 240 кубов мусора и листвы. В перечне на уборку — 62 проезда.

ООО «Работник» чистит частный сектор и внутриквартальные проезды Фрунзенского района. Это два разных контракта на 2,776 миллиона рублей и 6,214 миллиона соответственно. В список за шесть миллионов входит уборка 116 газонов и зеленых зон, 77 тротуаров и 114 собственно проездов. Вывоз снега из района в этот контракт не входит. Эта же компания одновременно убирает Красноперекопский район по контракту на 6,619 миллиона рублей за работы в частном секторе, куда вывоз снега после уборки не включен.

Компания «Регион-сервис» убирает внутриквартальные проезды Красноперекопского района за 3,186 миллиона рублей. Эта же компания получила два небольших контракта на уборку листьев и мусора в частном сектор на 380 тысяч рублей.

Все эти контракты заключены на 10-12 месяцев. То есть выделенные суммы нужно растянуть на этот срок.

Стоит отдельно упомянуть, что мэрия готова выделять больше денег на уборку, но подрядчики на аукционах порой падают в цене до 40%, обещая выполнить тот же объем работы за меньшие деньги. Как выходит на деле — судить жителям.

Инфографика: Юрий ОрловПОДЕЛИТЬСЯ

Распределение сил и техники

Почти все деньги за уборку города мэрия переводит в «Горзеленхозстрой» по муниципальному заданию — оно вместо контракта. Что именно прописано в этом задании — узнать сложно, документ администрация не предоставляет. На этом фоне кажется, что подрядчики получают за свою работу копейки. Мы попытались разобраться, что именно делает городская компания за эти деньги.

Обновление. В совокупности подрядчики, работающие в частном секторе и на второстепенных улицах, вместе с управляющими компаниями (они убирают дворы) имеют 115 машин для уборки, город — максимум 86.

— В период снегопадов предприятие «Горзеленхозстрой» максимально задействовало 86 единиц специализированной техники, а с учетом привлеченных организаций количество техники достигало 120 единиц. В связи с тем, что уборка проводится круглосуточно, у предприятия есть потребность в механизаторах. Все вакансии передаются в Центр занятости, — рассказали в мэрии Ярославля.

Привлекать технику, как правило, из области, удается не всегда, чаще в отчетах мэрии мелькают цифры о 60–70 машинах в сутки.

В большинстве контрактов с подрядчиками не включен вывоз снега с улиц, который сейчас горами складируется на тротуарах и остановках. В мэрии пояснили, что по муниципальному заданию эту работу должна выполнять городская компания.

Вопросы, жалобы и предложения по уборке города принимают в Единой диспетчерской службе Ярославля по номеру 40-40-40.

Источник: https://76.ru/text/transport/2021/03/12/69803783/