Не время для «нормальных»: в России вряд ли появится партия, выступающая за мир и спокойствие

Но действующим политикам придется реагировать на этот запрос.

Новые медийные явления 2022 года в России, ставшие следствием спецоперации, создают предпосылки для переконфигурации политического поля, но говорить о формировании новых партий рано.

Об этом ЯРНОВОСТЯМ рассказал глава Фонда развития гражданского общества, экс-руководитель управления внутренней политики Администрации Президента Константин Костин на круглом столе «Политические итоги года-2022».

— Мы видим, что в медийном пространстве, с одной стороны, есть радикалы, которые не просто поддерживают СВО, но и выступают за репрессии «внутренних врагов», с другой стороны, оппозиция в медийном поле представлена людьми, которые обещают тем, кто остался в России, люстрации и другие последствия. Есть ли предпосылки для формирования партии умеренных, «нормальных» людей, не очень довольных происходящим, но не занимающих радикальную позицию, которые имеют сейчас почти нулевое представительство в информационном и политическом пространстве? — задала вопрос корреспондент ЯРНОВОСТЕЙ.

Константин Костин ответил, что из традиционных политических партий структурированное предложение своим группам поддержки сейчас дают только «Единая Россия» и КПРФ.

— При этом всегда по краям есть носители радикальных концепций, но вопрос в том, насколько их медийное присутствие пропорционально наличию реальной аудитории. Что касается перспектив создания умеренной партии, то для людей с такой позицией, настроениями и опасениями пока больше всего подходит «Единая Россия», отдельной политической силы просто нет. Очевидно, что среди периферийных электоральных групп основных партий сейчас есть некоторая динамика, но пока она не настолько значительная, чтобы говорить о существенном изменении рейтингов парламентских партий или о возможности для появления новых игроков на партийном и политическом поле. Впрочем, существующим партиям уже сейчас надо предпринимать значительные усилия, чтобы сохранить базу поддержки и текущие позиции. Те, кто голосовал за них вчера, сегодня имеют новые запросы и, если на них не ответить, могут задуматься о смене политических представителей.

Директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков отмечает, что вопрос не в том, есть ли предпосылки для создания какой-либо новой партии, а достаточно ли этих предпосылок для запуска серьезных процессов.

— У этой группы людей пока не сформировался полноценный политический запрос, именно как запрос на собственную партию, как инструмент реализации своих социальных или медийных интенций. Преобразование запроса группы людей в политическую силу, а тем более — в партийную структуру, происходит, когда запрос уже перешел качественный предел, и группа структурировалась насколько, что понимает необходимость институционального оформления. Пока низового желания представителей группы недостаточно, чтобы сформировать полностью новый запрос, а те партии и политические силы, которые сейчас оттягивают на себя голоса этих людей, не будут заинтересованы в появлении конкурентов, — считает Чеснаков.

Другими важными итогами года Фонд развития гражданского общества называет появление в обществе консенсуса, то есть солидарности на базе общих ценностей и необходимости строить общее будущее; создание новой конфигурации «путинского большинства» на основе патриотизма; демонстрацию политической системой стрессоустойчивости; успешную антисанкционную работу правительства и ЦБ; проведение референдумов на новых территориях; национализацию элит; волонтерство и вовлеченное молодежи; международную антиколониальную повестку и запрос на многополярный мир, а также усложнение общественно-политического медиапотребления и высокую волатильность общественных настроений, как раз и создающую предпосылки для переконфигурации политических партий.

— Есть два важных обстоятельства. Первое — это усложнение медиапотребления. Больше нет парадигмы «Интернет против телевизора» и нет ситуации, в которой интернет-повестка существует отдельно от телевидения и других традиционных медиа. Напротив, происходит быстрое взаимопроникновение тем, комментариев, интерпретаций, так как даже пожилые люди регулярно используют социальные сети. Второе обстоятельство — после начала СВО люди стали больше читать любые новости, так как они беспокоятся и хотят знать, что происходит.

Эти два обстоятельства приводят к тому, что общественные настроения становятся волатильными, тем более что такое мультипотребление информации приводит к тому, что на каждое событие приходится значительное количество интерпретаций, — пояснил Костин.

Константин Антонов, руководитель филиала ФоРГО в Новосибирске, так условно разделил медиапериоды СВО в общественном сознании:

— Сперва началась резкая смена информационной повестки, начались санкции, были даже выступления оппозиции, которые быстро сошли на нет. Агитация и пропаганда со стороны России часто реагировала неадекватно или медленно, что повышало в обществе страх и тревожность на фоне дефицита объективной информации и неимоверного количества фейков. В марте стало понятно, что СВО — это надолго, и началась внутренняя мобилизация общества. Летом было относительно спокойно, но эмоциональный фон колебался от негатива к позитиву в зависимости от ситуации на фронте, и, например, перегруппировка войск на Харьковском направлении спровоцировала у патриотов всплеск раздражения — опять же в тот период было много фейков. Качественные изменения начались после объявления о частичной мобилизации: у кого-то началась паника, но началось и массовое добровольческое движение, это были как люди, которые сами уходили на фронт, так и гражданские движения в поддержку армии, а параллельно уже медиа освоили новые форматы, учитывая запрос на честность и то, что Telegram-каналы позволяют делать живые форматы без цензуры и редактуры.

— Как уже было сказано, люди сейчас тратят больше времени на чтение новостей. Рост аудитории Telegram произошел в том числе потому, что он оказался в условиях ограничения работы в России других социальных сетей. Вопрос в том, как будет развиваться ситуация: сейчас в обществе есть «аппетит» к новостям, который не могут удовлетворить традиционные медиа. В настоящее время это медиаявление в виде Telegram-каналов и военкоров есть, но пока сложно прогнозировать, будет ли оно в таком объеме существовать и дальше, — добавил Константин Костин.

Екатерина Винокурова

Источник: https://yarnovosti.com/news/ne-vremya-dlya-normalnyh-v-rossii-vryad-li-poyavitsya-partiya-vystupayushchaya-za-mir-i-spokoystvie/