О суровом настоящем и политическом будущем Владимира Слепцова

Мэру Ярославля В.В.Слепцову явно стоит крепко задуматься над тем, что он делает. И чего не делает тоже. Особенно после событий в Кемерово. На это у него есть примерно полгода. Не исключено, что если ничего не поменяется в политике и в поведении нынешнего градоначальника, то ему с легкостью найдут замену. И вроде как она уже готова — ныне этот кандидат в мэры областного центра набирается опыта в одном из районных муниципальных образований. И просто ждет, когда вышестоящие руководители дадут ему отмашку.
Владимир Слепцов руководит Ярославлем уже больше года. А если считать вместе с приставкой «и.о.» – так и все полтора. И вот появилась информация о скорой отставке градоначальника. После выборов Президента ему пророчили кресло главы администрации Города-героя Мурманска. Новость вызвала крайне противоречивые чувства. На первый взгляд, сильно смахивает на слухи. Но ведь дыма без огня не бывает. Тем более, что работой Владимира Витальевича не слишком довольны в Правительстве Ярославской области. С другой стороны, Мурманск – город с очень сложной экономикой, заточенной на ВПК, морские перевозки, судоремонт и рыболовство. Почти ничего общего с Ярославлем. Тем более с Химками. И Слепцову элементарно может не хватить компетенций. Во всяком случае, его неудачный управленческий опыт в наших пенатах это подтверждает. Впрочем, зачем ограничиваться Мурманском? В России немало других северных городов. И там наверняка имеются вакансии. И не обязательно мэра. Владимир Слепцов – спортсмен. А крепким здоровым мужчинам всегда находилась работа на северах. Шутка, конечно. Хотя особых поводов для веселья нет. За год с лишним в должности мэра Ярославля Владимир Витальевич успел заварить такой каши, что заработал и критику Губернатора, и ропот подчинённых, и недовольство простых жителей. Пока что ни одно из его глобальных начинаний не достигло желаемого результата и не увенчалось успехом. Зато проблем стало – хоть отбавляй. И чем дальше – тем круче. Возможно, это ещё не полный провал. Но где-то близко. Этого не могут не замечать «наверху». Пока область ещё помогает городу. Но если ситуация не изменится, слухи о скором отъезде Слепцова могут оказаться не сильно преувеличенными.

 креатив.jpg

Ларьки, маршрутки, остановки и другие проколы

         За год у Владимира Витальевича было много затей и проектов. Достаточно вспомнить хотя бы призывы класть лук в бутерброды или в обязательном порядке окунаться в прорубь на Крещение, после которых о ярославском градоначальнике узнали по всей стране. Но в первую очередь Слепцов запомнился идеями по замене маршруток, остановок и ларьков. Сама по себе идея была благая – навести порядок в сфере торговли и пассажирских перевозок. Как говорится, мы наш, мы новый мир построим. Беда в том, что строить, как и в песне, пришлось на старых обломках. 

Остановка-1.jpgСамыми первыми пали остановочные комплексы. Их начали массово демонтировать ещё зимой 2017 года. После чего процесс приобрёл необратимый и не особо контролируемый характер. Возможно, граждане не забили бы тревогу. Но все помнят, какая выдалась весна. 17 апреля случился снегопад. И ждать общественный транспорт пришлось на бодрящем ветру и под белыми мухами. Аналогичная история повторилась 9 мая. А дальше зарядили затяжные дожди. И терпение ярославцев лопнуло. Народное возмущение разделили депутаты муниципалитета, которые готовились к сентябрьским выборам и не были заинтересованы в росте протестных настроений. После этого в мэрии наконец-то «зачесались». Ответственные чиновники объяснили, что приказы о демонтаже касались только незаконных конструкций и распространялись на предпринимателей, которые работали без договоров и оплаты. Судя по количеству исчезнувших остановок, таких было большинство.

         Для установки «легальных» павильонов требовались сущие пустяки. Во-первых, изготовить сами павильоны. Во-вторых, провести аукцион. На первое требовались деньги, а на второе – время. Денег у мэрии не было, поэтому она обратилась за помощью…к тем же предпринимателям. И попросила за свой счёт установить хотя бы временные навесы. Некоторые из них в итоге стали постоянными и по-прежнему «украшают» улицы нашего древнего города. Времени тоже было не густо. Поэтому Владимир Витальевич в лучших традициях советского планирования установил сроки. Сначала – до сентября, потом – до октября, и, наконец, – до декабря. Но ни к началу осени, ни к началу зимы, ни даже к началу новой весны проблема не была решена до конца. В марте нынешнего года из 675 остановок 202 оставались под открытым небом. Таким образом, граждане встречали общественный транспорт на семи ветрах уже третий сезон подряд. Спрашивается, зачем было ломать? В общем, «л» — логика!

Ларёк-2.jpg         Похожая судьба оказалась и у ларьков. В один прекрасный момент их решили привести к единому образу. Были сделаны красивые эскизы, утверждённые специальным постановлением. Но гладко оказалось только на бумаге. В течение года мэрия постоянно называла разное количество нестационарных торговых точек: то 973, то 637, то 524. Предприниматели с самого начала твердили, что не успеют уложиться в отведённое время до 1 июня. Когда это стало очевидным, Владимир Слепцов великодушно продлил срок до 1 сентября. А потом добавил ещё три месяца – до 1 декабря. Правда, всеобщего счастья не наступило и тогда. По новому образцу было сделано то ли 70%, то ли 50% ларьков. Деловые люди жаловались на высокие расходы (стоимость нового павильона выходила под миллион). 

Некоторые в целях экономии просто «обшивали» старые конструкции декоративными панелями, из-за чего их внешний вид порой становился нелепее прежнего. А кто-то и вовсе вынужден был свернуть бизнес. 

Слепцов и Костюшкин (1).jpgВ итоге люди лишились работы, бюджет не досчитался доходов, а власти не придумали ничего лучшего, как назначить очередную «контрольную» дату. На этот раз – 25 мая 2018. Правила не распространялись лишь на приближённых мэра. Набивший оскомину пончиковый ларёк Стаса Костюшкина, который явно не соответствовал ни нормативным, ни эстетическим требованиям, благополучно простоял на улице Кирова пол зимы. В общем, хотели как лучше, получилось как всегда. 

         Аналогичная ситуация была и с заменой маршруток. Те же новые требования (всего 28 пунктов), главными из которых стал красный цвет автобуса, двигатель не ниже стандарта «Евро-5», видеонаблюдение в салоне и гаджеты у водителя. То же противодействие предпринимателей. Та же любимая игра градоначальника с переносом сроков. Тот же результат. 

Красная маршрутка.jpgПроблем с решением задачи не возникло разве что у самых крупных игроков, например компании «Яркамп». Некоторые бизнесмены то ли взаправду, то ли для порядка «грешили» на завод-изготовитель и двигатели родного ЯМЗ. А кто-то просто «забил» на требования городской администрации. Без всякого объяснения. Всё равно за них особо не штрафуют. А массовый уход перевозчиков с рынка вряд ли нужен самим властям, ибо при нынешнем состоянии муниципального автопарка может спровоцировать угрозу транспортного коллапса. Да такого, что «Умный город» с его светофорами покажется детской забавой. В итоге крайний срок мэрского ультиматума – 1 апреля 2018 – уже прошёл. Но массовой замены автобусов по-прежнему не наблюдается. И, судя по всему, не будет наблюдаться в обозримом будущем. 

         Разумеется, это не все проколы, которые можно записать на счёт ярославского градоначальника. В областном центре остаётся немало других проблем. В том числе тех, которые никак не вписываются в нынешнюю парадигму регионального Правительства. Так, в 2017 году в Ярославле существенно вырос муниципальный долг – с 5 миллиардов 885 миллионов до 6 миллиардов 442 миллионов. У Ярославской области, если верить директору департамента финансов Илье Баланину, за тот же период долг не изменился. Городской бюджет на 2018 год принят с дефицитом 400 миллионов рублей и перспективой увеличения до 700 миллионов. А казна региона бездефицитная. 

В Ярославле наблюдается явный провал по инвестициям

Слепцов и Носов 1.jpgНовых предприятий не только не строят – о них перестали даже говорить. А в области реанимировали целый завод и создали сразу две ТОСЭР (в Тутаеве и Гаврилов-Яме). Кроме того, в городе дважды подорожал проезд: с 1 января 2017 – в муниципальном общественном транспорте (до 23 рублей), с ноября – в маршрутных такси (до 26 рублей). Притом, что качество предоставляемых услуг никак не изменилось. 

Ну и, конечно, притчей во языцех стала кадровая политика Владимира Витальевича. Если сначала это была просто чехарда с бесконечной сменой начальников высшего и среднего звена (правда, порядком затянувшаяся) и раздачей заведомо невыполнимых поручений, то сегодня дело дошло до прямого нарушения закона и здравого смысла. Примеры Хаджи Бадалова в первом случае и Дмитрия Носова во втором наглядно это подтверждают. И снова, если верить слухам, вызывают неодобрение в Правительстве области.

 

На мушке

комфортные условия.jpg          Указанные выше недоработки и откровенно непрофессиональные решения выглядят вдвойне обиднее, глупее и непростительнее, если учесть, что Слепцову созданы более чем комфортные условия работы. Во всяком случае, по сравнению с предшественниками. Область помогает городу в решении очень многих вопросов. 

Во-первых, с начала 2018 года регион взял на себя исполнение ряда муниципальных полномочий. Прежде всего – по выдаче разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию, а также в сфере рекламы. Соответствующие законы был приняты в декабре 2017 года. И теперь мэрия может сэкономить как минимум на исполнении соответствующих процедур, оргштатных мероприятиях, административной деятельности и так далее.

         Во-вторых, область периодически даёт городу бюджетные кредиты. Последний был выделен буквально 23 марта, когда Председатель регионального Правительства Дмитрий Степаненко подписал соответствующее постановление и одобрил 20 миллионов рублей на частичное погашение того самого дефицита городской казны.

         В-третьих, Ярославлю регулярно помогают со строительством и ремонтом социальных объектов. В прошлом году область подсобила с достройкой двух детских садиков на улицах Чернопрудной и Академика Колмогорова вместимостью 125 человек каждый. Тогда же из региональной казны было выделено 122 миллиона рублей на возведение пристройки к школе № 43 на Большой Октябрьской улице. В течение двух лет идёт реконструкция стадионов «Шинник» и «Славнефть» общей стоимостью порядка 300 миллионов рублей. Средства также предоставлены из вышестоящей казны. И это – не считая более мелких работ, как то ремонт муниципальных домов культуры или учреждений образования.

         В-четвёртых, город получит хорошие средства по губернаторскому проекту «Решаем вместе». Да, в той или иной степени их получат и другие муниципальные образования. Но вопрос в соотношении объёмов. Так, в Ярославле запланировано комплексное благоустройство не менее 20 дворов многоквартирных домов. Предварительная оценка работ составляет порядка 140 миллионов. Ещё более 100 миллионов выделят на реализацию проектов инициативного бюджетирования (так называемые местные инициативы). Что составляет порядка 45% от общего объёма финансирования по этому направлению. Таким образом, один Ярославль получил практически столько же, сколько все остальные районы области.

        В-пятых, второй год Ярославлю дают очень приличные деньги на дорожное хозяйство. В 2017 мэрия получила 825 миллионов федеральных и областных денег в рамках проекта «Безопасные и качественные дороги». За счёт чего смогла отремонтировать 29 улиц. Плюсом шла региональная субсидия на содержание городских магистралей в объёме 427 миллионов. В 2018 субсидию, правда, отменили. Зато дали больше денег по «БКД». На этот раз помощь Ярославлю составляет порядка 930 миллионов

Трещина на Некрасова.jpgНо даже с такими приличными суммами команда градоначальника умудрилась напортачить. Все помнят про конкурсы, которые прошли с нарушениями и замечаниями со стороны ФАС и безбожно затянулись.

 К непосредственным работам фактически приступили только в июне. Сроки оказались сорваны, а город чуть было не вылетел из проекта. Приёмка объектов, судя по всему, тоже прошла не без греха. Во всяком случае, на улице Некрасова, сделанной в сентябре, уже образовалась трещина. И, по мнению независимых экспертов, дело было вовсе не в подвижке грунтов (как заявили официальные лица), а в нарушении технологии: отсутствии должной проливки вяжущим материалом и укладке слишком тонкого слоя асфальта. Стоит учесть, что речь об объекте вологодского подрядчика, который в целом сработал неплохо. Что ждёт улицы Фрунзенского и Красноперекопского районов, где была основная масса нарекания, остаётся только гадать. И с ужасом ждать прихода тепла. 

T_U3br2Jjw0.jpgС содержанием дорог в нынешнем сезоне тоже вышел конфуз. Про вывоз снега с городских улиц говорить не приходится. Сначала этого вывоза просто не было. Потом он продвигался крайне медленно. Настолько медленно, что кое-где снежные горы успевали растаять сами. А конкурс на «ямочный ремонт» и вовсе выиграла фирма, связанная с печально известным дорожником Авдаляном. Контракт рассчитан на 8 месяцев. Цена вопроса – 100 миллионов рублей. Подрядчику предстояло устранить 2530 ям. Однако чуть ли не с первых дней в работе были выявлены серьёзные нарушения. А технадзор начал выдавать предписания. И вот скажите на милость: мэрия по-прежнему верит, что такие «специалисты» научатся работать?

         Всё это, конечно, не могут не замечать в Правительстве области. И за всё это с мэра в Правительстве наверняка спросят. Как уже спросили за халтуру с ремонтом фонтана на площади Мира. Если нечто подобное произойдёт и в этом году (не важно, будет ли это реализация проекта «Решаем вместе», реконструкция городских улиц или что-то другое) – вероятность отставки мэра может оказаться весьма высокой. Своеобразной «контрольной точкой» в этом плане станут выборы в областную Думу 9 сентября. Не секрет, что основное обновление депутатского корпуса ожидается именно в округах на территории Ярославля (в трёх – полное, в четырёх частичное). Вместе с тем, в городе по-прежнему велики протестные настроения. И у «Единой России» могут возникнуть определённые сложности. А Владимиру Витальевичу как члену президиума политсовета и первому заместителю секретаря регионального отделения партии придётся их решать. Эффективность принятых мер наверняка повлияет на его дальнейшую политическую судьбу. К тому же, в сентябре начнут подводить предварительные итоги дорожного ремонта и работ по благоустройству. Их результаты в Ярославле также могут стать дополнительными факторами в личном деле градоначальника. Положительными или отрицательными – покажет время. Но Слепцову в любом случае стоит крепко задуматься над тем, что он делает на посту мэра. И чего не делает тоже. На это у него есть примерно полгода. Не исключено, что если ничего не поменяется в политике и поведении нынешнего градоначальника, то ему с легкостью найдут замену. И вроде как она уже готова — ныне этот кандидат в мэры областного центра набирается опыта в одном из районных муниципальных образований. 

 

ВИКТОР ПАРФЁНОВ

Источник: http://sociologyclub.ru/news/mneniya/vladimir-is-a-failure-the-north-wind/