«Палатка в поле имеет все сертификаты»: как аэропорт в Туношне собирается запускать рейсы в Турцию

Репортаж со взлетной полосы.

Из ярославского аэропорта в Туношне собираются запускать рейсы в Турцию и Египет. Эта новость звучала бы не ново, если бы губернатор Ярославской области Михаил Евраев не пообещал самолеты уже летом 2023 года. Правда, примерно такое же обещание давал предыдущий губернатор с 2017 года, анонсируя пассажирский терминал с Duty Free. Если копнуть еще глубже, то про международные полеты из Ярославля говорят с 2011 года.

Пока мы не полетели даже в Турцию, но, похоже, наконец, приблизились к этой мечте.

Слева направо: новый директор Департамента транспорта Ярославской области, новый губернатор региона, новый директор аэропорта, 9 февраля 2023-го
Слева направо: новый директор Департамента транспорта Ярославской области, новый губернатор региона, новый директор аэропорта, 9 февраля 2023-гоФото: Tg-канал Михаил ЕвраеваПОДЕЛИТЬСЯ

Наш опрос о необходимости полетов на курорты показал, что 87 % из 400 ответивших считает, что это прекрасная идея. Но вот вопрос — каковы условия? Мы побывали в аэропорту и посмотрели, насколько он готов сейчас отправлять международные рейсы.

Грязная зона в белоснежном манеже

Найти вход помогла протоптанная тропинка
Найти вход помогла протоптанная тропинкаФото: Елена ВахрушеваПОДЕЛИТЬСЯ

Аэропорт находится в 19 километрах от центра Ярославля, дорога в зависимости от времени может занять от 30 минут до 1,5 часа.

На подъезде к ярославской воздушной гавани — бетонный зеленый забор. Обвитое колючей проволокой ограждение скрывает за собой взлетную полосу. На небольшой заснеженной парковке у входа в аэровокзал много машин, хотя рейсов в ближайшие часы не будет.

Здание аэровокзала всё также удивляет своим крошечным размером. Теперь рядом с ним красуется большая белоснежная пристройка, похожая на манеж. Она появилась три года назад и теперь стала главным входом в аэропорт.

Это новый терминал
Это новый терминалФото: Елена ВахрушеваПОДЕЛИТЬСЯ

На пропускном пункте нас ждут несколько сотрудниц. На форме каждой вышит небольшой самолёт. Нас как потенциальных пассажиров проверяли с металлоискателем, пристальным взглядом и добродушной улыбкой. Дальше встречает директор Максим Федосов.

Грязная зона — первый пропускной пункт пассажиров. Она расположилась в пристройке, похожей на манеж
Грязная зона — первый пропускной пункт пассажиров. Она расположилась в пристройке, похожей на манежФото: Елена ВахрушеваПОДЕЛИТЬСЯ

Максим Федосов пришел работать в ярославский аэропорт в сентябре 2022 года. В авиации Максим с 2004 года. Он окончил Московский авиационный-технологический институт Циолковского по специальности «инженер по испытанию летальных аппаратов», а затем выучился на менеджера на авиапредприятии. В 2010-м получил специальность «управление проектами» в Институте проектного управления. Еще во время учебы работал в «Центре услуг гражданской авиации «РусАэро»», с 2007 по 2009 был исполняющим директором в авиационной компании, совмещал с работой во Внуково-3, где он проработал с 2004 по 2009 годы. Затем до 2014 года занимался разработкой аэропорта для сочинской олимпиады, а после — для Чемпионата мира по футболу. С 2017 по 2019 годы был в Шереметьево. А после был гендиректором и по совместительству учредителем в компании «Рикави», которая занимается организацией частных авиаперевозок.

Генеральный директор аэропорта в Туношне Максим Федосов
Генеральный директор аэропорта в Туношне Максим ФедосовФото: Елена ВахрушеваПОДЕЛИТЬСЯ

— Зал внутренних линий, так называемая «грязная зона». Сюда люди приходят для того, чтобы произвести регистрацию на рейс, сдать багаж, оформить предполетные процедуры. Есть пять стоек, из них работают четыре, — начал экскурсию директор аэропорта Максим Федосов.

Затем паспортный контроль, проверка посадочного талона и проход в чистую зону. Всё, как в больших аэропортах, только компактно.

Металлоискатели стоят на всех входах
Металлоискатели стоят на всех входахФото: Елена ВахрушеваПОДЕЛИТЬСЯ

— Это так называемая «чистая зона», зал ожидания на 150 посадочных мест. Есть отдельный зал повышенной комфортности для пассажиров бизнес-класса. И для тех, кто хочет в комфортных условиях ждать свой рейс, — показывает гендиректор. — Цена вопроса — полторы тысячи рублей, для ожидающих предлагаются вайфай, чай и кофе. Этот зал пользуется популярностью у тех, кто здесь в Питер летает. Практически каждый рейс кто-то сюда заходит.

Зал ожидания рассчитан на 150 пассажиров
Зал ожидания рассчитан на 150 пассажировФото: Елена ВахрушеваПОДЕЛИТЬСЯ

Бесплатная зона ожидания довольно скромная. Небольшое кафе, пара столиков с видом на белые просторы. Там, где-то за сугробами, скрывается взлетно-посадочная полоса. Непривыкший глаз ее не сразу заприметит.

Пандемийный 2021 год подарил аэропорту в Туношне, несмотря на все ограничения, почти 100 тысяч пассажиров за год. Это буквально рекордные показатели. А вот после начала спецоперации количество пассажиров заметно упало.

ВИП-зал в ярославском аэропорту
ВИП-зал в ярославском аэропортуФото: Елена ВахрушеваПОДЕЛИТЬСЯ

— С начала спецоперации, в связи с закрытием рейсов на Симферополь и Краснодар, пассажиропоток упал на 18 %. Соответственно, это из-за того, что закрылись аэропорты юга, стало меньше рейсов, меньше пассажиров, — поясняет руководитель гавани.

Рядом с терминалом стоит командно-диспетчерский пункт. В башне заседает управление воздушным движением. Несмотря на крохотные размеры, аэропорт обязан иметь всю положенную по стандартам спецтехнику: трапы, амбулифт, водило.

Справа стоит амбулифт, который используют для подъема маломобильных пассажиров
Справа стоит амбулифт, который используют для подъема маломобильных пассажировФото: Елена ВахрушеваПОДЕЛИТЬСЯ

Рядом — взлетно-посадочная полоса, и, собственно, всё.

Как палатка в поле будет принимать международные рейсы

У крошки-аэропорта, как заявляет Максим Федосов, есть все условия, чтобы принимать практически любой тип самолетов. Кроме того, аэропорт уже имеет международный статус.

— У нас есть пункт пропуска и международные полеты проводятся на нерегулярной основе. В основном это чартерные рейсы, которыми вылетают за границу команды КХЛ. Куда им надо, туда и летают. Пограничному пункту всё равно, куда летит человек, — рассказал гендиректор аэропорта. — Летали в Белоруссию, Казахстан. Когда не было санкционной политики, летали по Прибалтике. Они заказывают чартерный рейс и летят туда, куда им надо. Мы как аэропорт предоставляем им инфраструктуру.

Справедливости ради напомним, что аэропорт долго мучился ради получения международного статуса. Никак не хватало места, чтобы обустроить нужные зоны. А пока строили новый терминал-палатку, случился скандал — возбудили уголовное дело на бывшего директора аэропорта.

Теперь, по сути, вопрос остался в деньгах. Авиакомпаниям должно быть выгодно летать из Ярославля. Но окупить перелеты из маленького аэропорта за счет продажи билетов не получится (либо стоимость билетов будет огромной). Привлекать перевозчиков приходится за счет субсидий из областного бюджета.

— Область на нас может не тратить ни копейки, если она будет тратиться на развитие маршрутной сети. Она должна будет тратиться на то, чтобы субсидировать авиакомпании. Область платит деньги авиакомпании для того, чтобы они летали. И тогда аэропорт живет за счет поступлений от авиакомпаний. На 2023 год сумма порядка ста миллионов заложена для того, чтобы субсидировать авиакомпании. Область при этом получает не только работающий аэропорт, но и пассажиров, которые приехали и потратили здесь деньги. И деловую активность: новые предприниматели сюда могут прийти, потому что есть связь с другими городами. Если нет рейсов, то можно аэропорт закрывать, — говорит гендиректор.

В 2022 году на работу аэропорта правительство области потратило 60 миллионов рублей, в 2023 году в бюджете нашли 100 миллионов.

Так раньше выглядел главный вход. Сейчас отсюда выходят прилетающие пассажиры
Так раньше выглядел главный вход. Сейчас отсюда выходят прилетающие пассажирыФото: Елена ВахрушеваПОДЕЛИТЬСЯ

Сейчас ставку делают на туроператоров, которые должны помочь запустить международные рейсы.

— Это должно быть желание местных турагентств и туроператоров отсюда летать. Я вам скажу так: туроператор PEGAS Touristik, они готовы отсюда летать, а «Библио-Глобус» не готов. Мы работаем над этим, — назвал потенциальных туроператоров гендиректор. — Чтобы запустить международные рейсы, нужно расширить границы пункта пропуска и договориться с авиакомпаниями и турагентствами, чтобы продавали рейсы на определенные направления. Это недорого. Если есть спрос, то это недорого. В Ярославле достаточно большое количество людей, готовых полететь за границу напрямую отсюда. Сейчас всё равно люди летают и в Турцию, и в Египет, и куда-то там еще. Туристический поток — он в Ярославле есть. Ярославцы летают и через Москву, и через Питер.

Сейчас пункт пропуска сосредоточен на 10–50 квадратных метрах, а необходимо, чтобы он включал в себя весь периметр аэропорта.

На вопрос о том, как «палатка в поле» — а так многие называют ярославский аэропорт после реконструкции — может принимать иностранные самолеты, гендиректор честно говорит, что потенциал Туношны огромный. Оказывается, летать за границу необязательно на огромных чартерных рейсах.

— «Палатка в поле» имеет все необходимые сертификаты, чтобы обслуживать пассажиров внутренних рейсов и международных. По международным надо сделать определенные действия, которые позволят расширить границы пропуска. Средний самолет, который сейчас летает, рассчитан на 110–150 кресел. Наш пассажирский терминал рассчитан на 150 пассажиров в час. Этого достаточно, чтобы выполнять 5–7 рейсов в день, они даже пересекаться не будут, — объясняет гендиректор.

Нам удалось заглянуть на запрещенную для обычных туристов территорию и даже посмотреть поближе на взлетную полосу (она под стать ярославским дорогам и требует реконструкции). Она некогда была гордостью аэропорта из-за своей длины в 3 километра. Но сейчас она изрядно поизносилась.

Мечта главного инженера аэропорта — реконструкция убитой полосыВидео: Анастасия Вязигина

Главный инженер и по совместительству заместитель гендиректора Александр Салтыков мечтает отремонтировать родную полосу. Он работает в аэропорту 20 лет и знает все проблемные места.

Алексадр работает в аэропорту 20 лет
Алексадр работает в аэропорту 20 летФото: Елена ВахрушеваПОДЕЛИТЬСЯ

Во время экскурсии над взлетной полосой закружил ястреб и отбивал барабанную дробь дятел. Это не просто привет природы — это проблема для самолетов. Ведь птица может попасть в двигатель и привести к происшествию. Главный инженер успокаивает: птиц отпугивают коршунами и пушками.

— Проблема с птицами есть, но она решается. У нас есть две биоакустические системы, также используются динамический отпугиватель и пропановые пушки, — объяснил Александр.

Недавно публично пассажиры обсуждали еще одну проблему — ржавый ПАЗ, на котором прилетевших везли от самолета к зданию аэровокзала. Директор аэропорта оказался даже рад, что история так разлетелась.

Так на самом деле выглядит транспорт
Так на самом деле выглядит транспортФото: Елена ВахрушеваПОДЕЛИТЬСЯ
Классический перронный автобус
Классический перронный автобусФото: Елена ВахрушеваПОДЕЛИТЬСЯ

Видавший виды ПАЗ обычно перевозит сотрудников аэропорта.

— Мы считаем, что это некомфортные условия для пассажиров. Мы будем менять автобус. Мы доложили об этом губернатору, пазик не является постоянным средством. То, что нашумело, это хорошо. У нас сломался основной автобус, и мы дали то, что есть — это дополнительный транспорт. То, что он в некрасивом виде, это, наверное, нехорошо, — объяснил скандал гендиректор. — Пазик мы используем для персонала, потому что транспорт два дня был сломан. Для перевозки пассажиров используется перронный автобус, а на этом даже написано, что он служебный.

В гараже много разной техники
В гараже много разной техникиФото: Елена ВахрушеваПОДЕЛИТЬСЯ

За пределами зданий, которые видны только пассажирам, в аэропорту есть своя служебная станция спасения и двухэтажный административный корпус. В последнем размещаются как обычные рабочие, которые следят за состоянием машин, так и администрация.

В коллективе есть и пушистые работники
В коллективе есть и пушистые работникиФото: Елена ВахрушеваПОДЕЛИТЬСЯ
В административном корпусе современные технологии соседствуют с проверенными картами
В административном корпусе современные технологии соседствуют с проверенными картамиФото: Елена ВахрушеваПОДЕЛИТЬСЯ
Три пожарных машины, к счастью, в последние 10 лет выезжают только на тренировки
Три пожарных машины, к счастью, в последние 10 лет выезжают только на тренировкиФото: Елена ВахрушеваПОДЕЛИТЬСЯ

Количество рейсов после новогодних каникул сократилось, пока что приостановлены полеты в Архангельск и Минеральные Воды, нет ежедневных полетов в Санкт-Петербург. Но жизнь маленького аэропорта на полетах не останавливается, местные инженеры заняты ремонтом воздушных судов. На территории их припарковано немало.

Самолеты ремонтируют прямо на улице
Самолеты ремонтируют прямо на улицеФото: Елена ВахрушеваПОДЕЛИТЬСЯ
Огромный красавец в поле
Огромный красавец в полеФото: Елена ВахрушеваПОДЕЛИТЬСЯ
А это воздушное судно сотрудники ласково называют «Чебурашка»
А это воздушное судно сотрудники ласково называют «Чебурашка»Фото: Елена ВахрушеваПОДЕЛИТЬСЯ
Есть еще такой гигант
Есть еще такой гигантФото: Елена ВахрушеваПОДЕЛИТЬСЯ
На территории аэропорта сейчас базируется вертолет санавиации
На территории аэропорта сейчас базируется вертолет санавиацииФото: Елена ВахрушеваПОДЕЛИТЬСЯ

Один из бывших директоров аэропорта, оправдывая его непопулярность у пассажиров, говорил, что у ярославцев нет привычки летать. Новый директор Максим Федосов считает, что это актуально до сих пор.

— У ярославцев нет привычки летать, да, это так. Я считаю, что ярославцы не осведомлены о том, что есть аэропорт. Люди должны знать, что у области есть аэропорт. Мне кажется, что многие об этом забыли.

Анастасия Вязигина

Источник: https://76.ru/text/gorod/2023/02/20/72065648/