ПЕЧАЛЬНЫЙ ЮБИЛЕЙ ПРОГРАММЫ КАПРЕМОНТА

К 2018 году Ярославская область по-прежнему не избавилась от большинства «детских болезней» капитального ремонта. Планы не выполняются, качество работ оставляет желать лучшего, а «на освоение» бюджетных денег, словно мухи на варенье, продолжают слетаться сомнительные подрядчики. С приходом Губернатора Миронова в сфере капитального ремонта ждали перемен к лучшему. Пока что эти надежды не сильно оправдываются. От того и первый «круглый» день рождения программы (5 лет) — грустный праздник.
Весна уверенно вступила в свои права. С каждым днём столбик термометра уверенно ползёт вверх. Снег медленно, но верно покидает улицы, парки и дворы. А города начинают готовиться к новому сезону строительных работ, почётное место среди которых занимает капитальный ремонт домов. В этом году программе исполняется пять лет. Так сказать, первый юбилей. Достаточный срок, чтобы справиться с основными «детскими болезнями». Но, увы, они всё ещё цветут махровым цветом. Во всяком случае, в Ярославской области. Люди продолжают исправно платить взносы, а чиновники – строить наполеоновские планы, обещать золотые горы и рисовать заоблачные перспективы. Однако в декабре всё возвращается на круги своя: планы сорваны, вершины не достигнуты, а перспективы туманны. В общем, сказка хороша – начинай сначала. Похоже, что нынешний год тоже не станет исключением. Более того: список проблем рискует пополниться, а ответственные за капремонт лица могут предоставить очередное «кормление» для москвичей. В общем, чем дальше – тем страшнее!

 

О запоздавших «болезнях роста»

          Для начала стоит ответить на вопрос: с какими результатами Ярославская область встречает юбилей программы капитального ремонта? Никакого секрета тут нет. Более того, на днях данные были озвучены на заседании профильного комитета регионального парламента. Потапов.jpgДействующий директор областного Фонда содействия капремонту многоквартирных домов(МКД) Эдуард Потаповфактически признал, что в течение первых трёх лет план работ ни разу не был выполнен. В 2014 году исполнение составило лишь 34%. В 2015 показатель несколько улучшился, но всё равно остался низкими – 57%. В 2016 году цифра почти не изменилась и была зафиксирована на уровне 60%. Конечно, подобное «откровение» можно списать на традиционный бюрократический подход. Дескать, всё, что делали раньше, делали плохо. А при нас будет хорошо (не будем забывать, что Потапов стал руководить Фондом в середине 2017 года). Однако это явно не тот случай. По крайней мере, первые три года программу на самом деле откровенно проваливали. «Клуб социологов» не раз писал об этой проблеме. Но сейчас её наконец-то признали официально.

         Впрочем, результаты 2017 года тоже не впечатляют. Разумеется, чиновники заявляют обратное. Однако сами же опровергают свои цифры. Официально исполнение плана составило 94%. Но давайте посмотрим, как формировался этот план. Изначально в него было включено 1632 работы. Однако в течение года программа «похудела» почти на четыреста пунктов. В результате там осталось только 1258 работ (50 были полностью исключены из плана, а ещё 324 перенесены на 2018 год). Данные отражены в Таблице 1. Официально это назвали «актуализацией». Фактически же имело место банальное «обрезание». Но даже этот существенно скорректированный план не смогли выполнить полностью. Если посмотреть не на проекты, а на количество строительно-монтажных работ (на то, что непосредственно видит и с чем сталкивается каждый конкретный житель), то сначала их было 794, потом – 603, а в итоге сделали только 527. Или 66% от исходного количества. Общее исполнение программы 2017 года составило 72,4%. Это по сравнению с первоначальным планом. На наш взгляд, сравнивать нужно именно с ним. Ибо «актуализировать» можно до бесконечности. Наконец, не будем забывать, что речь идёт о количестве работ, а не домов! Последняя цифра, как правило, ещё меньше. Таким образом, несоответствие плана и факта по-прежнему остаётся главной проблемой реализации капремонта.

Таблица 1. План по капитальному ремонту МКД в 2017 году  

Вид работ

    Исходный план     

    Актуализированный план     

  Исполнение плана     

Строительно-монтажные работы (СМР)     

794

603

527

Проекты

838

655

655

Итого:

1632

 

 

1258

 

 

1182

         Исключение работ из плана объяснили очень просто. Оказывается, в программу попали ветхие и аварийные дома. Которые, разумеется, нужно не ремонтировать, а расселять. Почему такие объекты в принципе оказались в плане – никто не объяснил. За первоначальный учёт отвечают органы местного самоуправления. Однако о каких-то санкциях по отношению к ним слышно не было. При этом, до момента признания жилья непригодным люди могли месяцами платить взносы на капремонт. Если верить Эдуарду Потапову, все собранные деньги должны вернуть по заявлению в течение месяца. В теории это действительно так. Но все прекрасно знают нашу чудесную бюрократию. Поэтому нет никаких гарантий, что возврат пройдёт быстро и безболезненно. Нашлось объяснение и переносу работ. Здесь Фонд капремонта отметил даже несколько причин. А именно – несоответствие проектов фактическому объёму работ, отсутствие допуска на объекты со стороны собственников и плохие погодные условия (на которые в прошлом году вообще списали всё, что не лень). Что примечательно – ни слова об особенностях конкурсных процедур и действиях нерадивых подрядчиков. Хотя на наш взгляд, на них лежала не меньшая вина за невыполнение плана.

Ремонт-1.jpgВо время аукционов разыгрывали необыкновенно крупные лоты. Так, одна из кампаний выиграла конкурс на ремонт кровель в 100 домах Ярославля и Рыбинска. Ей же достался подряд на исполнение других работ в 48 домах одновременно в 12 муниципальных образованиях. Не трудно догадаться, что «окучить» столь большой куст оказалось крайне непросто. Наверное, изначальный расчёт чиновников был благим: в области ждали серьёзного инвестора, который смог бы не только закрыть все объекты, но и сделать всё как следует. Но гладко было на бумаге… На деле крупная рыба к нам так и не приплыла. И вместо неё на торги заявились несколько относительно небольших фирм, часть которых не обладала ни нормальной материально-технической базой, ни достаточным количеством рабочих, ни серьезным опытом. В результате работы затянули (к октябрю исполнение плана составляло лишь 34%), а кое-что пришлось переносить на будущий сезон. Притом, в ряде случаев ни погода, ни собственники были не при чём. Есть примеры, когда рабочие не появлялись на объектах в тёплом и сухом августе. А кое-где (например, в одном из домов на улице Чкалова в Ярославле) представитель подрядчика сам ходил по жителям и просил их подписаться за перенос. Так что списывать всё на капризы природы и людей не стоит!

Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что определённая работа с горе-подрядчиками всё же была. С них собрали 15,7 миллионов рублей штрафов и пеней. А троих даже пообещали включить в «чёрный список» недобросовестных исполнителей. Правда, с учётом того, что на все работы потратили порядка 920 миллионов (а изначально закладывали и вовсе полтора миллиарда), то подобные меры выглядят каплей в море. Кстати, население оплачивает взносы на капитальный ремонт (6,37 рубля с квадратного метра) очень дисциплинированно. В среднем, собираемость составляет 88%. Чего нельзя сказать про органы местного самоуправления, в чьей собственности находится муниципальное жильё (социальный найм). Здесь сбор гораздо хуже – порядка 53%. Притом, показатель граждан за год вырос на 3%, а у муниципалов снизился на 5%. То есть налицо тенденция к накоплению долгов. И это – вторая существенная проблема. С которой пока что тоже не могут справиться.

 

О «спасении утопающих» и бизнесе «на подъёме»

         Ремонт-2.jpgТеперь о перспективах на будущее. В принципе, Эдуард Потапов сотоварищи пошли по стопам своих предшественников. И не стали себя ограничивать. В качестве главных задач в 2018 году поставлены: выполнение плана, рост качества разработки проектной документации и строительно-монтажных работ, повышение уровня собираемости взносов на капремонт. Насколько они осуществимы? Начнём по порядку, с плана. На этот раз региональный Фонд капитального ремонта «замахнулся» на 1657 работ: 843 строительно-монтажных и 814 проектных. По сравнению с прошлым периодом прирост составляет 40%. Каким образом предполагается достигнуть указанных показателей – совершенно непонятно. Приведённые выше цифры наглядно подтверждают, что за четыре предыдущих года программа ни разу не была выполнена на 100%. Да какие сто – даже две трети работ давались с трудом. Хотя количество этих самых работ было гораздо меньше. Вопрос: стоит ли брать на себя повышенные обязательства, если они всё равно не будут выполнены? Не лучше ли сделать меньше, да лучше, как говорил вождь мирового пролетариата? Глядишь, и план «обрезать» не придётся. В смысле, «актуализировать», конечно! Пока же рискнём предположить, что и на этот раз его снова сорвут.

         Далее – повышение качества ПСД (проектно-сметной документации) и СМР (строительно-монтажных работ). Собственно, здесь всё в руках чиновников Фонда. Если подумать, то постановка самой задачи выглядит довольно странно. Нормальные проекты и, как результат, нормальные ремонты должны быть априори. Иначе, зачем в принципе нужна программа по приведению в порядок старых домов! Чтобы сделать ещё хуже? Согласитесь, абсурд. Соответственно, за брак с подрядчиком нужно не просто расторгать договор и включать его в «чёрный список», а действовать куда более решительно. Как минимум, существенно увеличивать сумму штрафов. Потому что 15 миллионов пеней при 1,5 миллиардных затратах на работы – это совсем не комильфо! То же самое касается и проектов. Тем более, власти уже брались за повышение их качества. Этому даже посвятили практически весь 2016 год. Тогда основное внимание уделили именно проектной документации (дабы в следующем году как следует выполнить СМР). Что произошло в 2017-м, мы рассказали выше. Выходит, не доработали… Может, на этот раз получится!

Здесь же стоит отметить ещё один момент. В программе находится большое количество зданий, которые являются объектами культурного наследия. В настоящее время их доля в общем количестве составляет 24%. Как правило, в таких домах проживает относительно немного людей (да ещё и с небольшими доходами). Поэтому копить на необходимые работы им придётся годами. А стоит это недёшево (в силу статуса здания). Так что для властей это достаточно «неудобные» объекты. Тем не менее, от них никуда не уйдёшь. И коли их включают в план – значит, город, район или область сами должны помогать их ремонтировать. А если памятник архитектуры представляет особую ценность – можно и федерацию привлечь. Ведь когда на руководство регионом прислали Дмитрия Миронова, все говорили про его большие связи в Москве. Или это уже неактуально, и мы годимся только принимать столичный мусор? Как бы то ни было, но на 2018 год область заложила лишь 20 миллионов бюджетных рублей на капитальные ремонты объектов культурного наследия. Разумеется, нужно существенно больше. Ибо с такими ресурсами каши не сваришь. И проблема никуда не денется. Но здесь, опять-таки, всё в руках чиновников. Как говорится: спасение утопающих – дело рук самих утопающих.

         Наконец, повышение уровня собираемости взносов также видится трудновыполнимой задачей. Во всяком случае, с высоты сегодняшнего дня. Во-первых, усреднённый показатель сборов в Ярославской области ниже общероссийского (86% против 90%). Во-вторых, нет никаких предпосылок к ликвидации накопившейся задолженности со стороны органов местного самоуправления. А она, на минуточку, составляет около 150 миллионов рублей. Не исключён и дальнейший рост. Так что без жёсткого разговора с муниципалами (а если придётся – то и без судебно-исполнительских мер) тут не обойтись. И начинать это дело нужно всё тому же Губернатору, как высшему должностному лицу и главному авторитету во властной структуре региона. Но он, как назло, либо находится в отпуске, либо играет в хоккей, либо пытается разгребать другие проблемы (например, долги перед «Газпромом»). В общем, ему не до «мелочей». От того и верится в исполнение поставленной задачи с трудом.

         Особый интерес представляет ещё одна задача Фонда. А именно – изменение структуры работ. Точнее – добавление нового сегмента. Конкретно – замена лифтов.Посмотрите на две диаграммы внизу. На них отражено распределение видов СМР по годам. Если в 2017 году лифтами не занимались в принципе (впрочем, как и раньше), то в 2018-м на них приходится более одной трети всех работ. Как говориться, почувствуйте разницу.     

Капремонт 2017.jpg

   

КАпремонт 2018.jpgС чего вдруг такое внимание к подъёмникам? Формально всё очень просто. На сегодняшний день в Ярославской области на обслуживании находится более 4000 лифтов. Две трети из них (2616) эксплуатируются более 25 лет. 

Лифт-2.jpgА по новому техническому регламенту стран Таможенного союза, конструкции, отслужившие четверть века, смогут работать только до 15 февраля 2020 года. После чего должны быть либо остановлены, либо заменены на новые (отвечающие современным требованиям по вместимости, огнестойкости, наличию фотоэлементов на дверях и так далее). Вроде бы всё логично: безопасность, модернизация, прогресс. Но сразу возникает несколько вопросов. Во-первых, почему не зачесались раньше? Ведь нормы Таможенного союза были приняты ещё в 2013 году. И ничего не мешало осуществлять замену постепенно. Во-вторых, абсолютное большинство отработавших положенный срок подъёмников, по словам специалистов (того же АО «Ярославльлифт»), находятся в рабочем состоянии. И ещё могут послужить. Но, несмотря на это, Фонд уже формирует план работ, в который войдут объекты в пяти муниципальных образованиях (Ярославль, Рыбинск, Тутаев, Переславль-Залесский, Ростов). По словам Эдуарда Потапова, собственники уже подали 150 заявок. Деньги будут поступать из «общего котла». Выходит, что некоторым домам, ожидающим ремонта в ближайшее время, теперь придётся подождать. 

         Лифт-1.jpgС чего такой переполох? Зачем понадобилась столь срочная замена? Особенно с учётом того, что это удовольствие отнюдь не дешёвое. Одну конструкцию оценивают в 2 миллиона рублей. Соответственно, 300 объектов, которые намерены обновить в текущем году, обойдутся в 600 миллионов. Дело лишь в требованиях Таможенного союза? Или в чём-то ещё? Не хочется верить в худшее. Но реальность такова, что в нашей стране за всеми масштабными проектами (подразумевающими крупные вливания) часто прослеживается чей-то конкретный финансовый интерес. Крупнейшим производителем подъёмных механизмов является «Щербинский лифтостроительный завод», расположенный по соседству с Ярославской областью – в ближнем Подмосковье. Резонно предположить, что именно он может оказаться главным (если не единственным) поставщиком соответствующего оборудования. А Ярославская область вновь станет объектом обогащения для москвичей. Пока это лишь рассуждения вслух. Но, согласитесь, кое-какие основания под собой они имеют. Как будет на самом деле – скоро узнаем. Возможно, уже к осени.

       Коллаж (2).jpgТаким образом, можно констатировать, что к 2018 году область по-прежнему не избавилась от большинства «детских болезней» капитального ремонта. Планы не выполняются, качество работ оставляет желать лучшего, а «на освоение» бюджетных денег, словно мухи на варенье, продолжают слетаться сомнительные подрядчики. Возможно, причиной всех этих проблем отчасти являются системные ошибки на федеральном уровне. Но ответственность исполнителей в регионах тоже никто не отменял. С приходом Губернатора Миронова в сфере капитального ремонта ждали перемен к лучшему. Пока что эти надежды не сильно оправдываются. От того и первый «круглый» день рождения программы, как в песне Игоря Николаева, получается грустным.

Георгий Громов

Источник: http://sociologyclub.ru/news/analitika/the-sad-anniversary-of-the-overhaul-program/