Пилотными городами всероссийской реновации могут стать Ярославль и Южно-Сахалинск

МОСКВА, 23 ноября. /Корр. ТАСС Елена Мишина/. Пилотные региональные программы реновации могут стартовать в Ярославе и Южно-Сахалинске. Об этом сказали представители этих городов, участвовавшие в парламентских слушаниях, посвященных депутатскому законопроекту «О реновации жилищного фонда в Российской Федерации».

Депутаты Госдумы Галина Хованская и Сергей Миронов ранее внесли в Госдуму соответствующий законопроект. В нем сказано, что под реновацией понимается реконструкция или снос жилых домов, а главной ее целью является реализация конституционных прав граждан путем повышения комфортности жилья и городской среды.

«Да, мы готовы быть пилотным регионом. Мы определили три квартала, и в одном проект планировки уже разработали, там порядка 20 домов», — рассказала ТАСС первый вице-мэр Южно-Сахалинска Наталья Куприна. Городские власти не видят других вариантов развития — Южно-Сахалинск зажат между сопками, свободные земли либо принадлежат Минобороны, либо относятся к сельхозугодьям. При этом зданий с исторической ценностью в городе нет — в отличие от Ярославля, которому участие в программе тоже интересно.

«Я думаю, до конца года мы определимся с дорожной картой по реновации, и конечно, ждем принятия рамочного закона. Хотелось бы быть пилотными, по крайней мере губернатор нас просит активизировать работу», — в свою очередь рассказал ТАСС главный архитектор Ярославской области Михаил Кудряшов.

Сносить нельзя оставить

 

Свободных территорий под застройку в Ярославле практически не осталось, сказал Кудряшов. Город ограничивают не только административные границы, но и «зеленый пояс» охраняемых лесов, производственные площадки и полигон ТБО на окраинах. А застройка отдаленных пригородов потребует дорог и инфраструктуры. Архитектор считает правильным развивать уже застроенные территории, а не бесконечно расширять город, в котором из-за близости к Москве есть устойчивый спрос на недвижимость:

«Реновация — это тот механизм, который позволит регулировать агломерационные процессы. Правовые механизмы сноса неаварийных домов за счет бюджета на федеральном уровне не прописаны нигде», — продолжает Куприна. Весь аварийный фонд расселен, но дома, не признанные аварийными город трогать не может. «У нас есть два полностью приватизированных общежития, не признанных аварийными. Две экспертизы признали, что дома можно отремонтировать. Но люди не хотят капремонта, они приходят и говорят — у нас туалет в коридоре, что тут ремонтировать?». Поэтому необходим механизм, который позволит снести эти дома по согласию жильцов и позволить им докупить квадратные метры, как в московской программе реновации, полагает вице-мэр столицы Сахалина.

В Южно-Сахалинске убеждены, что реновация — это именно снос устаревшего жилья. Застройка города некоторых районов города — практически без дворов, что привело к парковочному коллапсу, поэтому без сноса не обойтись, объяснила в ходе слушаний Куприна. Это еще и выгоднее реконструкции.

«Мы изучили опыт не только Москвы, но и наших японских соседей — на Хоккайдо реконструкция домов обходится в 70% стоимости нового строительства. А реконструкция нужна там, где много исторических зданий», — рассказала в ходе слушаний замглавы города.

Однако Ярославль, несмотря на статус столицы «Золотого кольца», не рассматривает дома исторического центра для программ реновации, сообщил Кудряшов. «Наша реновация — это в основном реконструкция. У нас много хороших кирпичных сталинских домов в спальных районах, речь идет о надстройке, пристройке и изменении планировки», — пояснил он идею региональных властей. Городу необходимо определить сносимые и несносимые серии и провести эту работу с учетом мнения жителей, отметил архитектор.

При этом представители регионов единодушны в одном — законодательство должно предусматривать меры господдержки для застройщиков, которые решатся пойти в такой проект.

Именно по этой причине заксобрание Санкт-Петербурга разработали свой федеральный законопроект о реновации, рассказал в ходе слушаний заместитель председателя Комитета по строительству Санкт-Петербурга Евгений Барановский. «Отличия: в наш законопроект максимально прошиваются главы о государственно-частном партнерстве в области реновации, второе отличие- мы подходим к реновации как к элементу планировочной структуры района или микрорайона», — сказал он.

Также Петербург предлагает законодательно закрепить, чтобы освобожденные от устаревшего жилья территории не могли использоваться исключительно для объектов жилой инфраструктуры, и учитывать преемственность с другими программами по расселению.

Программ много, цель одна

Программа реновации не должна противопоставляться программе расселения аварийного жилья, а стать ее драйвером, в свою очередь сказал в ходе слушаний Олег Рурин, заместитель генерального директора Фонда ЖКХ. Фонд, чья работа продлена до 2026 года, может субсидировать застройщиков при расселении ими аварийных домов.

Такой опыт у фонда есть — в прошлые годы 4% от общих объемов расселения «аварийки» реализовывались в рамках договоров с инвесторами о развитии застроенных территории. Сейчас перед фондом стоит задача значительно расширить этот способ реализации программы и создать привлекательные механизмы привлечения инвесторов.

«И вот тут возникает ключевой момент — если в территории только аварийные дома, потенциала для инвестора нет. Надо расширять предложения, включая в договор и ветхие дома», — отметил Рурин. Для того, чтобы реализовать такой договор, необходим прописанный в законе целый комплекс правовых оснований для расселения разных типов домов.

В работе над улучшением жилищных условий надо использовать весь набор законодательных решений, согласен замминистра строительства и ЖКХ Никита Стасишин. «Мы должны максимально дать регионам право консолидировать программы и выбирать, что они будут делать», — сказал он в ходе выступления. При этом правовые механизмы реновации должны касаться не только жилья, но и нежилых объектов, чтобы можно было комплексно реконструировать территорию, полагает он. Также, по словам Стасишина, этот процесс не обязательно должен повышать плотность застройки, так как в большинстве городов инфраструктура и магистральные сети не выдержат такого уплотнения.

Депутатский законопроект — рамочный, на его основе регионы могут создавать свои программы и регоинальные фонды реновации, подвела итог дискуссии Хованская.

«Мы прописали то что необходимо для всех субъектов — конституционные права граждан на жилище, и те нормы Гражданского кодекса, которые не должны нарушаться», — сказала она. По словам главы комитета, положительный отзыв на законопроект пришел из 33 субъектов, замечаний не высказали девять, и 21 регион инициативу не поддержал. Таким образом, по мнению, главы комитета по жилищной политике и ЖКХ, этот законопроект востребован в большом количестве в регионов и может стать инструментом для улучшения качества жилья и городской среды для многих россиян.