Признайтесь, вы не умеете? Кто и как чистит зимние дороги Ярославля. И почему не получается

В ГИБДД назвали опасным то, что делают коммунальщики (почти ничего).

Кто и как чистит зимние дороги Ярославля. И почему у него не получается

Зимняя уборка города — одна из главных задач мэрии Ярославля. Это та работа чиновников, которая непосредственно отражается на качестве жизни в городе. Либо ярославцы ходят и ездят по чистым и ровным дорогам, либо их обливает грязной жижей, либо они рискуют получить травму на льду.

К сожалению, в Ярославле зима на улице — это ад для пешехода и мучение для автомобилиста. Сезон-2020–2021 оказался настолько провальным в плане уборки, что даже Госавтоинспекция не выдержала и выругалась публично на своих страницах в соцсетях:

— Госавтоинспекцией Ярославской области отмечается неудовлетворительная работа дорожно-эксплуатационных служб по нормативному содержанию улично-дорожной сети области, в особенности на территории Ярославля. Только за прошедшую неделю в отношении владельца дороги вынесено 20 определений о возбуждении дел об административных правонарушениях, в выходные дни сотрудники Госавтоинспекции составили 38 актов о неудовлетворительном состоянии уличной дорожной сети областного центра, 33 из которых не были устранены в сроки, установленные законодательством РФ.

Самые распространенные недостатки — наледь на проезжей части, снежный накат и снежные отложения.

Фото с дорог это иллюстрируют:

Ледяная дорога у остановки. Автобусам приходится тормозить <a href=колесами о бордюр»/>
Ледяная дорога у остановки. Автобусам приходится тормозить колесами о бордюрФото: Михаил КонтуевПОДЕЛИТЬСЯ
Даже при скорости в <nobr class="_"/>40 км/ч заезд на колею может обернуться сильнейшим заносом»/><figcaption>Даже при скорости в 40 км/ч заезд на колею может обернуться сильнейшим заносомФото: Темур Абдуллаев / facebook.com ПОДЕЛИТЬСЯ</figcaption></figure>
<figure class=На проспекте Авиаторов должно быть три полосы для движения. Третью водители должны раскопать сами?
На проспекте Авиаторов должно быть три полосы для движения. Третью водители должны раскопать сами?Фото: Единая диспетчерская служба в Ярославле / vk.com ПОДЕЛИТЬСЯ

Кто конкретно за это в ответе

В этом году в городе тестируют новый принцип ответственности за уборку улиц. Крупные магистрали первой категории (четыре и более полосы движения) и второй категории (две-три полосы движения) убирает городская компания «Горзеленхозстрой».

Обычная картина на дорогах города. Колейность, неубранные обочины, сужение проезжей части
Обычная картина на дорогах города. Колейность, неубранные обочины, сужение проезжей частиФото: Единая диспетчерская служба Ярославля / vk.com ПОДЕЛИТЬСЯ

— По муниципальному заданию, «Горзеленхозстрой» производит уборку улично-дорожной сети первой и второй категорий во всех районах города, — пояснили в департаменте городского хозяйства мэрии Ярославля.

Основным направлением работы «Горзеленхозстроя» всегда была садово-парковая деятельность. Организация не специализировалась на уборке улиц.

Третью и четвертую категории дорог отдали убирать частным подрядчикам, а всю ответственность за эту работу возложили на администрации районов. Объясняем: раньше город нанимал генерального подрядчика, оплачивая ему работу по уборке города. Теперь самые важные дороги убирает муниципальная компания, то есть город сам справляется, а на менее крупные улицы подрядчиков нанимают администрации районов самостоятельно. Именно в контрактах на уборку прописывают, какие конкретно улицы нужно убирать и как.

Второстепенные улицы по районам в 2021 году убирают следующие подрядчики:

  • Красноперекопский и Фрунзенский районы — ООО «Работник» и ООО «Регионстрой» (сумма контрактов — около 18,2 миллиона рублей);
  • Кировский и Ленинский районы — ИП «Рудь» (около 5,62 миллиона рублей);
  • Дзержинский район — ООО «Яравтодор» (около 10,144 миллиона рублей);
  • Заволжский район — ООО «Ярдорремстрой» (около 9,46 миллиона рублей).

Убираем плохо, потому что нет денег?

Основные дороги — в снежном накате и колейности, на второстепенных ситуация еще хуже
Основные дороги — в снежном накате и колейности, на второстепенных ситуация еще хужеФото: Александра СавельеваПОДЕЛИТЬСЯ

Очевидно, чем больше денег — тем больше мы покупаем снегоуборочных машин (в идеальном варианте) либо арендуем у подрядчиков. И тем лучше убираем город. Нет денег — нет уборки.

Финансирование уборки города по годам:

  • 2017 год (первое полугодие) — 739,6 миллиона рублей;
  • 2018–2019 (двухгодичный контракт) — 957 миллионов рублей;
  • 2020 год — 286,234 миллиона рублей (только на дороги первой и второй категорий) + около 43 миллионов рублей на дороги третьей и четвертой категорий.

Чтобы легче было ориентироваться в цифрах, приведем цитату бывшего заместителя мэра Ярославля Михаила Кузнецова, который зимой 2019 года прямо заявил:

— По нормативу, городу необходимо 283 единицы техники, ежедневно Ярославль убирают около 65 машин, что не соответствует в несколько раз, — рассказал заместитель мэра Михаил Кузнецов. — Контракт на уборку города обеспечен на 16% от норматива.

Таким образом, чтобы убирать город по нормативу, то есть идеально, или как в Москве, еще в 2019 году нужно было в шесть раз больше денег. В этом году денег нужно еще больше, а запланировали — еще меньше. То есть администрация города экономит на своих обязательствах по уборке.

По данным мэрии Ярославля, после снегопада 15 января 2021 года во всём городе работало всего 50 машин (это и комбинированные дорожные машины, и погрузчики, и другая техника).

Убираем плохо, потому что не умеем организовывать?

Мы разобрались, что денег на качественную уборку не хватает каждый год, а зимой-2020–2021 их не хватает еще больше. Но может, есть способ выкрутиться и даже на эти деньги содержать дороги в более-менее безопасном состоянии?

Если судить строго по ГОСТ 33181–2014, в котором описан межгосударственный стандарт зимнего содержания дорог, то существует пять уровней: от высшего до минимально допустимого. Не будем пытаться прыгнуть выше головы и обратимся сразу к минимальным требованиям:

  • возвышение обочин с уплотненным слоем снежно-ледяных отложений над проезжей частью — не более 6 сантиметров;
  • относительная ширина очистки обочин — не менее 50 сантиметров;
  • толщина уплотненного снега на проезжей части — не более 10 сантиметров;
  • наличие зимней скользкости — не допускается;
  • толщина рыхлого снега, в том числе, во время снегопада, — не более 5 сантиметров;
  • толщина рыхлого снега на тротуарах и лестничных сходах — не более 12 сантиметров;
  • отсутствие обработки тротуаров и лестничных сходов в населенных пунктах противогололедными материалами при регулярном пешеходном движении — не допускается;
  • толщина рыхлого или уплотненного снега на площадках для пассажиров после окончания метели — не более 12 сантиметров.

Если дороги содержатся в так называемом зимнем накате (с уплотненным слоем снега над асфальтом), то он должен быть таким:

  • колея глубиной не более 3 сантиметров;
  • рыхлый свежевыпавший снег толщиной не более 8 сантиметров;
  • отдельные заглубления на уплотненном снежном покрове — не более 0,9 квадратного метра.

Контролировать выполнение уборки по нормативам и требованиям контракта раньше должны были специалисты агентства по муниципальному заказу и ЖКХ мэрии Ярославля. Теперь, когда схема работы поменялась, особого контроля нет.

Как с требованиями ГОСТ справлялись раньше (если справлялись)? Мы поговорили с бывшим главой департамента городского хозяйства Николаем Степановым (работал с 2012-го по 2016 год).

— Работали круглосуточно, и тогда тоже была нехватка техники и финансирования. Мэрия не может руководить подрядной организацией напрямую, потому что есть определенная ответственность, техника безопасности. Есть мастера, начальники колонны. Со стороны мэрии не может быть прямых указаний, уборка отслеживается в рамках контрактных обязательств. Именно в контрактах на уборку, как правило, прописываются все стандарты, как нужно убирать. И в этом случае надо требовать с подрядчика это делать.

Но это нерабочий вариант. Если подрядчику не платят на уборку по ГОСТу, то он, сколько с него ни требуй, не сможет бесплатно попросить водителей снегоуборочной техники выйти поработать.

Мнение подрядчика

По мнению одного из подрядчиков, работавшего в Ярославле до 2018 года, техники в городе катастрофически не хватает.

— Только комбинированных дорожных машин нужно 55 штук на город. В целом техники нужно в четыре раза больше, — поделился с редакцией 76.RU представитель подрядчика Евгений. — Идея развивать муниципальное предприятие по уборке города — правильная, это выгоднее, чем платить подрядчику, так как здесь идут только прямые затраты на зарплату, топливо и так далее. А в контракты с подрядчиками закладывается их прибыль. Так работают в Москве, и так работали в Ярославле до 2010 года: весь город убирали САХ и два ДЕЗа со своей техникой (позже все эти компании обанкротились). Сейчас похоже на переходный период: когда нет денег на покупку своей техники и на аренду у подрядчика. Хорошо, если его пройдут и сделают выводы.

Получается замкнутый круг с вопросами только к администрации города: скажите, вы не умеете организовывать распределение бюджетных средств так, чтобы хватило хотя бы на безопасный минимум в уборке зимнего города?

Источник: https://76.ru/text/transport/2021/01/20/69706296/