«Сельди в бочке!»: как жители Брагина полгода выживают без трамвая, отмененного из-за концессии


ДОРОГИ И ТРАНСПОРТ
ТРАНСПОРТНАЯ РЕФОРМАРЕПОРТАЖ

«Сельди в бочке!»: как жители Брагина полгода выживают без трамвая, отмененного из-за концессии

Репортаж с улицы Блюхера, где осенью 2023 года сняли рельсы, а новые еще не проложили.

С этого года мы должны увидеть активные действия по модернизации трамвайного хозяйства в Ярославле. По крайней мере это пообещали в ООО «МОВИСТА РЕГИОНЫ Ярославль», которому правительство региона отдало трамвайную инфраструктуру в концессию. По соглашению с властями частная компания вложит деньги в перекладку путей, покупку новых трамваев, затем 20 лет будет получать прибыль от трамвайных перевозок. Начать преобразование решили с ветки на улице Блюхера, где ходил трамвай № 6. В октябре 2023 года здесь сняли рельсы, сам трамвай отменили. В ООО «МОВИСТА РЕГИОНЫ Ярославль» сообщили, что планируют приступить к укладке новых путей в марте.

Мы прошли вдоль бывшего маршрута № 6 и узнали у ярославцев, как им живется без трамвая. Хотят ли они его возвращения или им вполне хватает того транспорта, который сейчас ездит в районе.

О бывших трамвайных путях напоминают только заброшенные остановкиИсточник: Кирилл Поверинов

Понять, где проходила трамвайная линия, можно только по остановкам и оставшимся столбам для крепления проводов. Большая часть территории маршрута занесена снегом. Но непосредственно в месте, где лежали рельсы, проложены тропинки, а кое-где — накатанная то ли тракторами, то ли машинами дорога.

Где-то на месте рельсов тропинкиИсточник: Кирилл Поверинов
А здесь накатана целая дорогаИсточник: Кирилл Поверинов

Впрочем, оказалось, что рельсы сняли не везде — в местах, где трамвайные пути пересекаются с дорогами, выкорчевывать металл не стали. Видимо, чтобы на проезжей части не появилось еще больше ям. Но даже перед остатками рельсов на Ленинградском проспекте в районе ТЦ «Омега» автомобили и автобусы по традиции притормаживают.

На пересечениях бывших трамвайных путей с дорогами рельсы не убралиИсточник: Кирилл Поверинов

Вдоль улицы Блюхера даже в будний день ходит много людей. Если бы был трамвай, скорее всего, жители ехали бы на нем.

Люди ходят вдоль бывшей трамвайной линии пешкомИсточник: Кирилл Поверинов

— Трамваем пользовались. Сейчас ездим на транспорте по Тутаевскому шоссе. Не всегда удобно. Иногда такси приходится вызывать. Надеемся и верим, что трамвай сюда вернется, — рассказала нам Анна, жительница дома № 84а по улице Блюхера.

Местные жители ждут возвращения трамваяИсточник: Кирилл Поверинов

Люди жалуются, что теперь, чтобы уехать в сторону центра или на Пятерку, им приходится идти на Тутаевское шоссе. Путь занимает больше времени, автобусов не хватает.

— Я на работу на трамвае ездила. Сейчас ходим на Тутаевское. Там на автобусе № 66 народу битком, едем как сельди в бочке! — возмутилась Елена Кузнецова, живущая в доме № 86/9, рядом с бывшим трамвайным кольцом.

Часть остановок, которые остались стоять без дела на своих местах, можно сказать, превратились в помойки — они завалены мусором.

Некоторые остановки завалили мусоромИсточник: Кирилл Поверинов

Другие стали пристанищем для посиделок нетрезвых компаний. Но и они болеют за судьбу трамвая.

— Трамвай очень нужен тут! Но я не верю. Что его вернут, — высказалась одна из местных жительниц, отдыхающая на остановке с пивом и своими товарищами.

— Вы уж сделайте нам снова трамвай! — почему-то именно к нам обратился с просьбой один из ее друзей.

В паспорте ремонта говорится, что пути на Блюхера должны появиться в 3 квартале 2024 годаИсточник: Кирилл Поверинов

Напомним, Модернизация трамвайного хозяйства в Ярославле — это федеральный пилотный проект, в который попали 10 регионов. По концессионному соглашению, которое в конце 2022 года заключили правительство Ярославской области и московская компания «Мовиста Регионы», последняя должна вложить свои средства в развитие трамвайной инфраструктуры в Ярославле, а затем в течение 20 лет пользоваться имуществом и получать прибыль для компенсации вложений. По истечении срока соглашения трамвайное хозяйство перейдет городу или области.

В ходе модернизации должны заменить 45,3 километра трамвайных путей, 8 тяговых подстанций, закупить 47 односекционных низкопольных трамваев (один уже доставили в Ярославль), реконструировать два путепровода и трамвайное депо. Начать обновление планируют с Дзержинского района. По предварительным оценкам, стоимость работ и новых трамваев составит 19,7 миллиарда рублей. Срок реализации проекта — с 2023 по 2025 год.

Бенефициарами «Мовисты» называют предпринимателей Андрея Бокарева и Искандера Махмудова. Они миллиардеры — по версии Forbes, Махмудов занимал 19-е место в рейтинге самых богатых бизнесменов России 2021 года, а Бокарев — 59-е. Бокареву и Махмудову также подконтролен крупнейший производитель подвижного состава для рельсового транспорта в России АО «Трансмашхолдинг» и производитель трамваев ПК «Транспортные системы».

Между тем, те, кто стоял у истоков трамвайной концессии в Ярославской области, сейчас находятся в местах не столь отдаленных. Главу регионального дептранса Татьяну Черемных задержали в мае 2023 года по подозрению в получении взятки в особо крупном размере. Вместе с ней под следствие попали директор «Организатора перевозок Ярославской области» Илья Прокопьев, его заместитель Олег Ивановский и директор ООО «Мовиста Регионы» Александр Советников. Последнего подозревают в передаче взятки. По данным РБК, взятки Советников передавал с помощью фиктивного устройства сотрудников на работу в компанию «Мовиста». На самом деле деньги с зарплатных карт подставных сотрудников снимали Черемных и другие подозреваемые.

Екатерина Лещенкова

Екатерина Лещенкова

корреспондент