В ЯРОСЛАВЛЕ РАССКАЗАЛИ ОБ ИНТЕРЕСОВАВШЕМ БАСТРЫКИНА ИНВЕСТПРОЕКТЕ МЭРА ВОЛКОВА

В мэрии города ответили на запрос ЯрНьюс об исполнении того самого инвестиционного соглашения, итогом которого стала ликвидация депо №1 на Горвалу и постройка на его месте жилого комплекса

Напомним, на минувшей неделе председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин дал поручение своим ярославским подчиненным вновь вернуться к истории с ликвидацией троллейбусного депо №1 в Ярославле. И повторно проверить обстоятельства продажи земли под бывшим депо и исполнение сторонами всех взятых четыре года назад обязательств.

«В 2019 году местная администрация приняла решение о строительстве на этом месте жилого комплекса, часть квартир в котором планировалось предоставить переселенцам из ветхого и аварийного жилья, многодетным семьям и малоимущим гражданам, а также о строительстве нового троллейбусного депо. Муниципалитет также обещал населению современный экологически чистый общественный транспорт. Однако до настоящего времени ни один из указанных проектов не реализован»,— сообщили 29 ноября 2023 года в приемной председателя Следственного комитета.

Главный инвестпроект Волкова

Пока следственный комитет работает, портал ЯрНьюс также решил запросить мэрию Ярославля, какие же взятые сторонами обязательства удалось исполнить с 31 мая 2019 года, когда инвестиционное соглашение подписали КУМИ мэрии Ярославля, специализированный застройщик «Перспектива» и «Яргорэлектротранс». Напомним, в начале пути главным итогом была ликвидация самого депо и передача земли застройщику под возведение жилого комплекса. Взамен обещали инвестиции в развитие троллейбусного сообщения.

«Впервые в Ярославле инвестор берёт на себя такую существенную финансовую нагрузку, ни одного подобного проекта в городе не было реализовано. Инвестор ещё ничего не получил, но уже вкладывает миллионы в развитие электротранспорта»,— заявлял мэр Ярославля Владимир Волков.

Для тогдашнего градоначальника и его команды обмен земли на Горвалу на инвестиции был чуть ли не одним главным инвестпроектом мэрии.  В марте 2020 года мэр Владимир Волков на встрече с журналистами назвал сумму в 230 миллионов, которые застройщик вложит в ярославский троллейбус. В итоге 25 сентября 2020 года была открыта новая тяговая подстанция, которую в мэрии на стадии в вода в эксплуатацию оценивали в 75 миллионов, а спустя год уже в 60,9 миллионов рублей.

Квартир в 3 раза меньше

Но в инвестиционном соглашении с застройщиком были еще пункты, о которых упоминает Александр Бастрыкин. При Владимире Волкове к теме вернулись еще только раз, выпустив официальное сообщение в декабре 2021 года. Тогда власти сообщили: по инвестсоглашению в новом жилом комплексе, строящемся на месте депо будут квартиры, которые перейдут в муниципальную собственность.

«Во исполнение условий инвестиционного контракта между сторонами подписан Протокол предварительного распределения площадей, в соответствии с которым в собственность города Ярославля подлежат передаче 26 квартир общей жилой площадью 1375,7 кв.м., а также нежилые помещения площадью 106,4 кв.м.»— говорили в мэрии 9 декабря 2021 года.

Спустя ровно два года нынешний председатель КУМИ Денис Пуговишников ответил на запрос ЯрНьюс за своих предшественников.  Количество квартир, переданных застройщиком мэрии, сократилось в три раза. Их всего 9 вместо обещанных 26.

«В настоящее время в реестр муниципального имущества города Ярославля включены жилые помещения — 9 квартир, площадью 462,9 квадратных метра и нежилое помещение, площадью 53,1 м2, расположенные по адресу: г. Ярославль. Городской вал, д.15 корп.1»,— отмечается в ответе КУМИ, полученном ЯрНьюс.

Хочется верить, что оставшиеся 17 квартир еще просто не переданы в муниципальную собственность.

Пристройка к школе: взятка есть — денег на стройку нет

Важный пункт инвестсоглашения касался проектирования пристройки к школе №1 на Салтыкова-Щедрина на 400 мест. Власти всячески повторяли: в Кировском районе просто негде строить новые школы, а пристройка снимет хотя бы часть проблем с перегрузкой действующих учебных заведений. Тем более, что финансирование проекта брал на себя застройщик.

В рамках трехстороннего соглашения за проектирование пристройки с 19 декабря 2019 года отвечало ООО «СеверПроектСтрой». И в деле очень быстро появилась коррупционная история. В январе 2020 года было возбуждено уголовное дело о взятке в 6 миллионов рублей. В роли взяткодателя выступал директор «СеверПроектСтрой» Яков Ламдан, а получателя денег — заместитель мэра Ярославля Ринат Бадаев, посредником выступал столичный бизнесмен А.В. Кириченко. Общая сумма, выделенная на проектирование пристройки, составила 10,8 миллионов рублей.

«Из которых 6 миллионов рублей по договоренности между Бадаевым и Ламданом предназначались в качестве взятки Бадаеву за оказание ему содействия при заключении данного договора, а также в обеспечении своевременной и беспрепятственной выплаты аванса к договору, своевременной и беспрепятственной приемке и оплате выполненных работ»,— говорилось в обвинительном заключении в уголовном деле Рината Бадаева.

Сам бывший заместитель мэра Ринат Бадаев получил по двум эпизодам взяток 10 лет лишения свободы, а вот уголовные дела в отношении Ламдана и Кириченко были прекращены на этапе следствия. Что же с самой пристройкой? В декабре 2021 года казалось, что проект готов.

«Установлен срок завершения работ по проектированию – 31.12.2021. По имеющейся информации, проектная документация в настоящее время направлена на проведение государственной экспертизы»,— заявляли в мэрии два года назад.

Но и спустя два года проектная документация находится там же — в госэкспертизе.

«Процесс проектирования затянулся по причине сложностей с решением вопроса по подключению проектируемого объекта к централизованным сетям теплоснабжения, а также возникшей в ходе проверки документации в ГАУ ЯО «Яргосстройэкспертиза» необходимости внесения изменений в проектную документацию в части смещения проектируемого корпуса по отношению к существующему зданию МОУ «Средняя школа №1» .В настоящее время в государственной экспертизе завершаются работы по проверке проектной документации и результатов инженерных изысканий, включая проверку достоверности определения сметной стоимости строительства»,— ответили в КУМИ мэрии в декабре 2023 года.

Есть правда еще одна проблема. Проект-то вроде как и готов, но вот само строительство, кажется, не на что вести.

«Сроки реализации объекта на сегодняшний день не определены по причине отсутствия каких-либо федеральных или региональных программ, в рамках которых возможно было выполнить реконструкцию существующих общеобразовательных организаций, в том числе путем строительства дополнительных новых зданий и пристроек»,— ответили ЯрНьюс в комитете по управлению муниципальным имуществом.

Как 10 троллейбусов в 4 превратились

При мэре Владимире Волкове и сам градоначальник, и его подчиненные часто повторяли, что инвестиционного соглашение очень поможет развитию электротранспорта в Ярославле. Так глава ЯрГЭТ Сергей Завьялов утверждал, что ремонт старого депо стоит 300 миллионов, а потому его нецелесообразно проводить. Проще перевести троллейбусы в депо №2, а потом построить новый корпус депо на Ленинградском проспекте. Правда, в декабре 2023 года в мэрии от этих планов отказались. Как уже сообщал ЯрНьюс троллейбусы продолжат ездить на линию из депо №2 на улице Гагарина.

А вот сама закупка троллейбусов на средства застройщика никуда не пропала. Правда, идут годы, а так и не купленные троллейбусы в бумагах мэрии тают, словно шагреневая кожа. Изначально речь шла о закупке 10 троллейбусов, потом просто о сумме в 70 778 054 рубля, которые «Яргорэлектротранс» может или обменять на квартиры в том же жилом комплексе, или потратить на обновление парка.

В феврале 2022 года закупка в лизинг 10 троллейбусов была объявлена, но потом отменена. В мае того же года за 57 миллионов рублей АО «ЯрГЭТ» приобрело 4 троллейбуса, но в итоге контракт с торговым домом «Транс-Альфа» не был исполнен по экономическим причинам, а суды «Яргорэлектротранс» выиграть не смог.

Как говорится в ответе КУМИ, полученном ЯрНьюс, деньги, полученные «Яргорэлектротрансом» от застройщика, остаются у предприятия

«Деньги, полученные от передачи Депо-1 на ул. Городской Вал, д. 15 и предназначенные для покупки троллейбусов, поступили на расчетный счет общества и размещены на депозитном счете. АО «Яргорэлектротранс» изыскивает возможности закупить 4 троллейбуса с привлечением дополнительных средств (лизинг, кредит, субсидирование)»,— заявили в мэрии.

Совсем недавно «ЯрГЭТ» заключил договор лизинга с ООО «Эксперт Лизинг» из Челябинска на сумму в 127,7 миллионов рублей. Первоначальный платеж по договору составит 49% от общей суммы. Похоже, это и будут средства инвестсоглашения. Впрочем, сам лизинг транспортному предприятию выплачивать в течение пяти лет.

В сухом остатке…

Чем же на данный момент закончился самый главный инвестпроект при мэрстве Владимира Волкова? Новый жилой комплекс на месте бывшего депо на Горвалу почти построен. Взамен ЯрГЭТ точно получило тяговую подстанцию и начальный платеж на лизинг 4 троллейбусов. Впрочем, за них муниципальному предприятию еще платить и платить, а при просрочке платежа транспорт могут и отобрать. Проект пристройки к школе почти готов. Спустя 4 года, как о нем впервые заговорили. Но денег на саму стройку здания нет. Ну и девять квартир город получил. Правда, вместо 26-ти.

Кстати, инвестиционное соглашение подписывалось сроком на пять лет. Оно закончится в конце мая 2024 года. Так что на его реализацию осталось еще пять месяцев. Если, конечно, ведомство Александра Бастрыкина не захочет подвести свои итоги по этому громкому ивестпроекту.

Источник: https://www.yarnews.net/news/show/yaroslavl/74190/v_yaroslavle_rasskazali_ob_interesovavshem_bastrykina_investproekte_mera_volkova.htm