Ярославский муниципальный транспорт попал в «петлю времени»

Это вошло в некоторое противоречие с заявлениями самого мэра о том, что те перевозчики, которые поменяют свои транспортные средства на современные – с двигателями стандарта «Евро-5», получат контракты на следующие семь лет на тех маршрутах, которые они выиграли по конкурсу. Получается странный оборот дел: к первому апреля владельцы маршрутных такси обновят автопарк, вложат многомиллионные средства – и чем они их будут, что называется, «отбивать»? Вопрос этот неоднократно озвучивался в социальных сетях, сетевых форумах и даже в некоторых, пока неподконтрольных властям СМИ.

В этих спорах почему-то совсем не замечается, что сама ситуация возникла из-за, мягко говоря, неуклюжих действий мэрии. Именно благодаря им положение общественного муниципального транспорта неуклонно менялось от плохого к худшему. Сначала мэрия постановила поднять цену за проезд в общественном транспорте до 23-х рублей. Вместо того чтобы поблагодарить ее за это, ярославцы дружно пересели на маршрутки – потому что, если нет разницы, зачем платить больше? Вместо выгоды получились убытки – автобусы и троллейбусы начали возить льготников и воздух. Правда, когда владельцы маршруток поняли, что мэр не шутит и новый подвижной состав покупать действительно придется, они подняли цену за проезд до 26-и рублей. И народ снова потянулся в автобусы (а кое-то, по слухам, даже купил и пополняет проездной).

В азарте борьбы городские власти, очевидно, забыли о том, что год подходит к концу, муниципальный общественный транспорт продолжает работать себе в убыток, а приближающийся Новый год ну никак не может стать поводом для очередного повышения цен за проезд . Потому что они тогда снова сравняются с ценами на маршрутные такси – и произойдет то, что уже, в общем, имело место быть. До сих пор после новогоднего повышения цены за проезд в муниципальном транспорте следовало подорожание проезда в маршрутках. Но теперь-то маршрутки только что подняли цены! Второй раз за два-три месяца делать этого они не будут. Понятно, какой транспорт при равной цене выберет ярославец: новый и комфортный, без рекламы на стеклах, с возможностью добраться до любого места в Ярославле без пересадок; или старый, из окна которого не видно ни зги из-за рекламы, с необходимостью ползти к окошку водителя, чтобы купить билет и пересаживаться пару раз, если хочешь хоть куда-нибудь доехать не до вечера. И, что самое примечательное, в лидеры частных перевозчиков вывело решение властей, заставивших частника поднять цены заранее и создавших вот эту «петлю времени».

В шахматах такая ситуация называется цугцванг (любой ход ухудшает позицию и приводит к проигрышу), в шашках эта стратегия носит название «поддавки». В очередной раз попытки вывести муниципальные автобусы, троллейбусы и трамваи из крутого пике приводит к тому, что оно становится еще круче, а дивиденды с необыкновенной активности городских властей стригут их конкуренты. Естественно, что в этой ситуации остается только сильнодействующее средство: вообще убрать маршрутки с наиболее перспективных направлений. Правда, тут может вмешаться ФАС, да и жители периферийных районов города вряд ли будут в восторге. Потому что в конце девяностых, когда у города было под 400 единиц пассажирского транспорта, он с трудом справлялся с перевозками. Сегодня под парами и проводами, от силы 220-230 автобусов, троллейбусов и трамваев. Их износ – 50-60 процентов. Недавно был под восемьдесят, но приобретение десяти новых автобусов слегка улучшило «среднюю температуру по больнице». Представим себе, что основной пассажиропоток лег именно на эту часть нашего транспорта. Как-то нет уверенности, что в этой ситуации он протянет долго. А самое главное – наконец-то начнет если не окупаться, то хотя бы не генерировать такие могучие долги.

Как же найти выход из этой ситуации? Опытные альпинисты говорят, что, если чувствуешь себя неуверенно на обледенелом склоне, не делай резких движений. Попытки улучшить ситуацию одним могучим постановлением не приносят ничего, кроме желания развести руками и вздохнуть. В этом деле нужна, очевидно, многолетняя стратегия реформ, не допускающая резких движений. Вторая важная составляющая – изменение отношения к муниципальному транспорту со стороны властей. Понятно, что прибыльным или даже самоокупаемым он быть не может, поскольку выполняет социальную функцию. Его можно и нужно оптимизировать, чтобы понимать, куда уходят деньги и нет ли в работе соответствующих предприятий коррупционной составляющей. Тогда, возможно, затраты на муниципальный транспорт станут хотя бы прозрачными.

И третье: не может быть нормального транспорта там, где дороги проложены при царе Горохе под нужды гужевых повозок и конок. Транспортную схему менять необходимо, но, положа руку на сердце, радикально обновлять нужно и дорожную сеть. Причем с учетом требований именно муниципального транспорта. Иначе получится, как с Юбилейным мостом: пока он строился, на него молились все заволжане. Теперь он есть – и что? Пробки по утрам из-за Волги или вечером обратно стали меньше? А ведь такое может произойти и с вожделенной Карабулинской развязкой. Если ее все-таки построят, не станет ли она отрадой только для автовлавдельцев? И как тогда спасать автобусы, троллейбусы и трамваи?