
На месте депо появятся большие новостройки
Фото: Александра Савельева
Спустя месяц переписок с городской администрацией редакция 76.RU смогла получить текст
Инвестиционное соглашение заключили Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии Ярославля, предприятие «Яргорэлектротранс» и новая компания «Специализированный застройщик Перспектива», связанная с федеральным девелопером «Тройка РЭД». Однако крупный контракт власти презентовали довольно скупо, оставив много вопросов о том, как будет реализована задумка. Будет ли это выгодно городу — отдавать троллейбусное депо под застройку? Что конкретно взамен получит «Яргорэлектротранс» и какие обязательства берёт на себя застройщик?
Мы внимательно изучили текст соглашения и привлекли на помощь юриста, чтобы расшифровать его содержание. И вот что у нас получилось.
Что публично обещала мэрия

За то, что застройщик получит участок земли практически в центре города, где построит дома на 7 и 11 этажей, он:
- купит «Яргорэлектротрансу» новую тяговую подстанцию (система, обеспечивающая электричеством троллейбусные и трамвайные сети), что оценили в 85–90 миллионов рублей;
- купит не менее 10 новых троллейбусов;
- разработает проект школы на 500 мест в Кировском районе Ярославля;
- передаст городу 1320 квадратных метров жилья в новом элитном комплексе, которые распределят между очередниками.
— Так как участок не переходит в собственность, у заказчика остаётся возможность расторжения инвестиционного контракта и договора аренды с сохранением за собой участка, — уточняла ранее первый заммэра Алла Кибец.
То есть в случае непредвиденных обстоятельств участок земли в центре будет по-прежнему принадлежать городу.
Стоимость имущества депо вместе с землёй оценили примерно в 235 миллионов рублей.
Что на самом деле
Начнём с предыстории соглашения. Изначально идею отдать таким образом землю депо под застройку придумали в городской администрации. От имени «Яргорэлектротранса» разместили аукцион на поиск подрядчика, который возьмётся за этот проект. Интересно, что аукцион проводили через московскую электронную торговую площадку SETonline, которой в Ярославле практически никто не пользуется: мы нашли всего 5 аукционов с начала года, включая этот. Остальные аукционы проводил филиал «Ростелекома».
На самой площадке указано, что аукцион не состоялся, так как заявился всего один участник. Но мэрия и раньше не скрывала, что решила заключить соглашение с единственной фирмой, которая приняла участие.
В самом тексте соглашения описываются термины: кто исполнитель, а кто заказчик, что такое концепция застройки, а что называется актом о частичных результатах реализации инвестиционного проекта.
Особый интерес представляет раздел про имущественные права сторон.

Эта формулировка прячет в себе следующее.
— Фраза об иных помещениях говорит о том, что квадратные метры могут быть предоставлены вообще не в построенных домах, — объясняет юрист Сети городских порталов Тимур Валияров.
Далее идёт пункт об этапах работ.
1. В первую очередь подрядчик должен построить и передать городу новую тяговую подстанцию и подключить её к депо на Ленинградском проспекте.
2. Затем компания-застройщик может сносить существующие здания на месте депо, очищать площадку.
3. Получает разрешение на строительство и возводит жилые дома.
4. После окончания строительства оформляются имущественные права сторон и завершаются все расчёты. Видимо, здесь и предусмотрено, что город должен получить квадратные метры жилья и троллейбусы.
Подводим итог, исходя из текста проекта инвестиционного соглашения.

«Яргорэлектротранс» может получить:
1. Тяговую подстанцию.
2. Нежилые/жилые помещения, которые могут быть заменены на троллейбусы или трамваи.
Город может получить:
1. Жилые/нежилые помещения, которые могут быть заменены на эквивалентные помещения в другом объекте недвижимости.
2. Проект школы/сада.
3. Объекты благоустройства.
4. Сети наружного освещения.
Но этот документ — лишь проект инвестиционного соглашения. В каком виде его подписали, мы наверняка не знаем.
Троллейбусное депо № 1 располагается по адресу Городской вал, 15 и занимает площадь 18 031 квадратный метр. На его территории есть шесть зданий (мастерские, склад, главный корпус депо, диспетчерская), а также старая тяговая подстанция, которая питает электричеством контактную троллейбусную сеть. Подстанция может взять на себя нагрузку в случае ЧП на линии, но она требует капитального ремонта либо замены на новую, что, по оценкам, стоит около 85–90 миллионов рублей. Сейчас денег у бюджета Ярославля и предприятия на это нет.
Поэтому власти нашли другой вариант: вместо восстановления подстанции закрыть это депо и
Объединение центрального депо с депо в Брагино вызвало много споров, когда идея ещё только была озвучена. У некоторых депутатов были опасения, что такая оптимизация