Что творится с пригородными автобусами? Главный транспортник ответил на 5 претензий пассажиров

Вопросы разгневанных пассажиров мы переадресовали и. о. директора департамента транспорта Анатолию Бойко

Фото: Екатерина Романцева, Михаил Контуев

С 1 января 2020 года в Ярославской произошёл передел рынка пригородных автобусных перевозок. Прежних перевозчиков от работы отстранили и набрали новых. Пока схема работает в тестовом режиме — трёхлетние контракты сейчас разыгрываются, и постоянные перевозчики начнут выпускать автобусы в рейсы только с февраля. Страшно подумать, что будет твориться.

Претензий у людей накопилось много. Мы собрали основные из них и задали главному ответственному — и. о. директора департамента транспорта Ярославской области Анатолию Бойко.

Сбои в тестовом режиме

Новые перевозчики вышли на маршруты с 1 января в тестовом режиме
Новые перевозчики вышли на маршруты с 1 января в тестовом режимеФото: Александра Савельева

С внедрением новой схемы перевозок жалобы посыпались со всех сторон — водитель не говорит по-русски, водитель не знает дороги, автобус пришёл не по расписанию, водитель сбежал на полпути, автобус с пассажирами попал в аварию и уехал с места ДТП… Основные претензии были к скандальному маршруту № 500 Ярославль — Рыбинск.

— Все водители являются гражданами Российской Федерации. Для нас важна не принадлежность к национальности, а уровень профессиональной подготовки водителя. Руководство компании-перевозчика «ВестЛайн» заверило нас, что сотрудники, которые нарушали ПДД и совершали подобные вещи, о которых идёт речь, были уволены. Мы большое внимание уделяем жалобам, в том числе тем, которые люди высказывают в соцсетях, и оперативно реагируем на них.

Раньше было лучше

Многие говорят, что автобусы предыдущих перевозчиков им нравились больше, чем новые
Многие говорят, что автобусы предыдущих перевозчиков им нравились больше, чем новыеФото: Яроблтранском

Новые автобусы понравились не всем. Мол, прежние были лучше. Давайте посмотрим, что по этому поводу говорит чиновник.

— В новых контрактах на перевозки указаны требования к автобусам, без которых перевозчик попросту не сможет выиграть аукцион и выйти на маршрут. Ключевое из них — все автобусы должны быть не старше трёх лет (на начало трёхлетнего контракта. — Прим. ред.), а также оборудованы видеокамерами внутри салона и снаружи, системой ГЛОНАСС, кондиционерами, светодиодными табло и громкоговорителями для объявления остановок. Всё, что мы требуем, прописано в законодательстве. Этих требований сейчас придерживаются по всей России. Например, в Москве и Санкт-Петербурге они ещё жестче. 

Хотим большие автобусы

В кассах вокзалов и автостанций можно узнать, какой приедет автобус — с большим багажным отделением или нет
В кассах вокзалов и автостанций можно узнать, какой приедет автобус — с большим багажным отделением или нетФото: Александра Савельева

На некоторых маршрутах вместо автобусов большой вместимости поехали пазики и микроавтобусы. Большой скандал из-за этого случился на 500-м маршруте Рыбинск — Ярославль. Люди жаловались, что в маленьких автобусах им тесно и некуда деть багаж. Это неудобно, и даже светодиодные табло и громкоговорители не делают в таких условиях поездку комфортной.

— Возмущения людей были обоснованными. Раньше по этому маршруту ездили 5 автобусов большого класса, и 6 — среднего. Сейчас маршрут обслуживают 12 автобусов среднего класса и 3 автобуса большого класса — GoldenDragon на 55 мест с большим багажным отделением. Это позволило сократить интервалы между рейсами. Кроме того, мы принуждаем перевозчика менять подвижной состав под багаж — половина автобусов уже оборудованы багажным отсеком. И продолжаем анализировать потребность в автобусах большого класса. В настоящее время они закреплены за рейсами в пиковое время и во время прибытия поезда из Москвы. При наличии потребности, будем добавлять большие автобусы на маршрут.

Езда буквой «Г»

Люди путались, когда у автобусов поменялись номера маршрутов
Люди путались, когда у автобусов поменялись номера маршрутовФото: Яроблтранском

После объединения нескольких маршрутов появилась путаница. Даже депутаты на экспертной комиссии по вопросам транспорта до конца не разобрались, что происходит. Многие подумали, что теперь автобусы по объединённым маршрутам ходят буквой «Г», поэтому пассажирам приходится тратить лишние время и деньги из-за заезда автобусов в те места, куда раньше автобусы не заезжали. Оказалось, что это не так.

— Никаких дополнительных заездов автобусы не делают. Соответственно, пассажирам не приходится тратить лишние время и деньги. При объединении маршрутов, по сути, поменялись лишь номера автобусов. Объясню на конкретном примере. Маршрут № 150 Ярославль — Некрасовское и № 103 Ярославль — больница МПС объединен под номером 150. Это означает, что теперь по обоим направлениям Ярославль — Некрасовское и Ярославль — больница МПС ездят автобусы со 150-м номером. Чтобы пассажиры не путались, на лобовом стекле и на борте автобуса указано, по какому именно маршруту он едет. Таким же образом организовано движение и на других объединённых маршрутах. Отмечу, что расписание практически не поменялось, а количество машин на ряде маршрутов увеличилось. 

Захват рынка

Некоторые пролетевшие мимо лотов перевозчики уверены, что условия в новых контрактах прописаны «для кого надо»
Некоторые пролетевшие мимо лотов перевозчики уверены, что условия в новых контрактах прописаны «для кого надо»Фото: Олег Леонтьев

Вопросы к новой схеме перевозок появились не только у пассажиров, но и у политиков. Ряд депутатов высказался, что происходит захват рынка московскими перевозчиками и банкротство местных.

— В настоящее время завершены конкурсные процедуры по трем контрактам. По результатам в числе победителей Ярославское АТП, индивидуальный предприниматель из Ярославской области. В третьем конкурсе контракт выиграл ярославский индивидуальный предприниматель, который позднее от него отказался по неизвестным причинам. Поэтому право на осуществление перевозок перешло к следующему участнику — московской компании «Автократ». Ещё на трёх открытых лотах на данный момент есть лишь по одному участнику, в двух — Ярославский АТП и ещё в одном — компания из другого региона. По шести контрактам проводится конкурс. Конкуренция — три-четыре участника на контракт. Есть лоты, на которые никто не завился, поэтому их пришлось переигрывать. Что касается маршрута № 500, то на лот, в который он включён, претендуют четыре участника, однако пока по условиям конкурса мы не знаем, что это за компании.

Источник: https://76.ru/text/transport/66458554/