По нашим оценкам, средняя цена легковушки вырастет на 50 тысяч рублей.
Минпромторг опубликовал
Утилизационный сбор введен в 2012 году, но его название обманчиво. Он не тратится исключительно на переработку старых машин, а служит своего рода налогом, который в первые годы «утилизационной реформы» уравновешивал снижение таможенных пошлин (этого требовали правила ВТО). Последний раз
Размер сбора вычисляется умножением базовой ставки на коэффициенты, которые зависят от параметров автомобиля. До сих пор базовая ставка была неизменной и для легковых автомобилей равнялась 20 тысячам рублей, для грузовиков — 150 тысячам. Постановление правительства повышает обе величины на четверть — до 25 и 187,5 тысячи.
Например, для новой легковушки с объемом мотора от 1 до 2 литров коэффициент составляет 8,92 единицы, то есть нынешний утильсбор — 178,4 тысячи (20 умножить на 8,92). При увеличении ставки он растет до 223 тысяч, то есть почти на 50 тысяч.
Еще сильнее поднимается цена машин с большим объемом двигателя. Так, утилизационный сбор для KIA K900 с мотором 3,3 литра сейчас составляет 260 тысяч рублей, а будет — 325 тысяч.
Всё происходит на фоне
Для чего нагружать авторынок дополнительным сбором в таких условиях?
Очередной акт протекционизма
Экономист и заведующий лабораторией одного из филиалов РАНХиГС Сергей Гордеев считает, что цель правительства — защитить местных производителей, включая АВТОВАЗ.
— Это создание преференций отдельным моделям. Скорее всего, повышение сбора дополнится мерами по льготированию тех или иных марок. Связано это, прежде всего, с ситуацией АВТОВАЗа и некоторых других сборщиков, которые локализованы в России. К экологическим проблемам эта мера никакого отношения не имеет.
В правительстве действительно указывают, что часть собранных средств будет направлена на финансирование программ поддержки авторынка, в числе которых уже привычное льготное кредитование и лизинг.
Но политика протекционизма выглядит сейчас во многом бессмысленной, поскольку импортируемые модели давно не угрожают машинам местной сборки. В России еще остался «чистый импорт», но его мало:
— Действительно, это сложно понять, — соглашается Сергей Гордеев. — Вопросы субсидирования не стоят так остро, как раньше, когда АВТОВАЗ получал прямые дотации. И те модели, которые получат преференции, покупали бы и без них. Что же до люксового сегмента, его покупатели никуда не денутся, несмотря на все сборы.
Эксперт отмечает, что даже при наличии госсубсидий повышение цен неизбежно:
— Когда увеличивается стоимость отдельных моделей, со временем начинается ползучий рост цен на остальные машины, даже если их производство субсидируется правительством, — заключает Сергей Гордеев.
Не исключено, что правительство стремится окончательно убить импорт подержанных автомобилей, который в любом случае минимален. За ввоз автомобиля с объемом двигателя от 1 до 2 литров сейчас платится 314 тысяч утильсбора, будет — 392 тысячи (не считая пошлин, налогов и акцизов).
Шаг вопреки обещаниям
Экономист Виталий Ашмарин называет предложение абсурдным и противоречащим обещаниям:
— Правительство много раз заявляло, что никаких сборов и налогов вводить не собирается. Семь лет падают доходы населения, правильно? Если транспорт подорожает что для организаций, что для физических лиц — это будет еще один удар по населению и по бизнесу. Это абсурд, логику которого простому человеку понять трудно.
Эксперт склоняется к мысли, что основной причиной является дефицит бюджета:
— Правительству не хватает денег, надо откуда-то брать. Так вот давайте мы под благовидным предлогом введем этот сбор, а потом направим на какое-то финансирование. Но мы прекрасно понимаем, что правительство свои проблемы решает, но не наши, — подытоживает Виталий Ашмарин.
В пояснительной записке к постановлению действительно указывается, что собранные деньги планируется направить на поддержку «социально приоритетных» категорий. Видимо, речь о сохранении программ «Первый/семейный автомобиль», а также мер по стимулированию малого и среднего бизнеса.
Не хватает денег на утилизацию?
Есть и альтернативные мнения, например, экономист Алексей Шумаков убежден, что утилизационный сбор носит целевой характер.
— Сборы на утилизацию старых автомобилей — это та сумма, которая требуется для решения экологических проблем, — говорит он. — Невозможно же автомобиль складировать неорганизованным образом, создавая автомобильные свалки. Нужна утилизация, а она требует источников финансирования.
Но за истекшие 8 лет с введения утильсбора прогресса в этой области нет. Разве он не остается просто формой налога?
— Да, но любой налог — это платеж, который имеет целевое назначение, — убежден Алексей Шумаков. — Система утилизации автомобилей в России и не создается потому, что этих средств не хватает.
В целом же складывается впечатление, что увеличение утильсбора нужно именно для пополнения бюджета, в том числе для финансирования программ господдержки. В каком-то смысле получается замкнутый круг: правительство собирает деньги с производителей (и покупателей автомобилей), чтобы стимулировать новых покупателей.
Вероятно, на решимость правительства влияют и результаты продаж в 2020 году: несмотря на тяжелое начало и
В 2021 году на российский рынок выйдет
АВТОВАЗ тем временем
Покупая новую машину, не попадитесь на удочку компаний, которые рекламируют низкие цены, но
Источник: https://76.ru/text/auto/2021/01/21/69711956/