Кто есть кто?
Особенности начались с первых минут работы Думы. По традиции, дебютное заседание всегда открывает старший по возрасту депутат. На сей раз эта почётная миссия выпала оппозиционеру – председателю фракции КПРФ Александру Воробьёву. Прецедент исторический. Если оглянуться хотя бы на 10 лет назад, то нетрудно вспомнить, что шестую Думу (в 2013) открывал Евгений Заяшников, а пятую (в 2008) – Владимир Галагаев. Оба – «единороссы». После вступительного слова Александра Васильевича, приветствия Губернатора Дмитрия Миронова (он всё-таки пришёл на Думу) и «дежурных» вопросов об избрании секретариата и счётной комиссии, парламентарии перешли к главному – выборам руководящего состава законодательного собрания. Здесь никаких сюрпризов не произошло. И
Поэтому на момент выборов их осталось трое. Теперь всё вернулось на круги своя. Два кресла сохранили за собой «старожилы» — Виктор Волончунас и Николай Александрычев. Их кандидатуры с самого начала не вызывали особых сомнений.
Третий пост достался Сергею Якушеву. Информация об этом кульбите появилась ещё летом. Судя по всему, решающую роль здесь сыграли конъюнктурные соображения. Ярославский радиозавод, генеральным директором которого Сергей Владимирович был с 1996 года, получил крупный заказ на изготовление модулей для космических спутников. Под данное производство даже ввели новый цех, торжественно открытый в августе. Видимо, собственники предприятия решили, что четвертьвекового опыта Якушева для управления столь сложным (и высокооплачиваемым) проектом будет недостаточно. И курировать его должен иной человек (кто именно – узнаем в ближайшее время). Очевидно, в качестве своеобразной «компенсации» и был предложен пост вице-спикера. Не берёмся судить, насколько равноценной окажется такая «замена». Просто примем это как факт. Наконец,
четвёртое место заместителя председателя Думы досталось Антону Капралову (
Вполне понятными оказались и кандидатуры председателей комитетов. Их всё-таки будет десять. Хозяйство Ларисы Ушаковой разделили на две части. Саму Ларису Юрьевну оставили заведовать вопросами социально-демографической политики и занятости. А сферу здравоохранения отдали новому депутату и главному врачу клиники «Константа» Юрию Филимендикову. О кандидатах на посты руководителей других комитетов мы также говорили на прошлой неделе. Наши предположения оказались верны практически по всем фамилиям. Единственными комитетами, по которым расклад поменялся уже ближе к выходным, стали законодательный и депутатский. Первоначально первый пророчили Алексею Калганову, а второй – Павлу Исаеву. Но председателем комитета по депутатской деятельности, правопорядку и информационной политике избрали Калганова, а комитет по законодательству, вопросам государственной власти и местного самоуправления вообще отдали заместителю руководителя фракции КПРФ Эльхану Мардалиеву. В свою очередь, Исаев остался «рядовым» депутатом. Впрочем, возможно, это одна из комбинаций Павла Валентиновича. Для удобства восприятия распределение руководящих постов по комитетам отражено в таблице.
Таблица. Руководители комитетов Ярославской областной Думы седьмого созыва.
Комитет областной Думы |
Председатель |
Заместители |
По аграрной политике |
М.В. Боровицкий («Единая Россия») |
В.А. Смирнов (ЛДПР) |
М.В. Никешин («Единая Россия») |
||
По бюджету, финансам и налоговой политике |
А.Г. Гончаров («Единая Россия») |
А.В. Потапов (ЛДПР) |
А.И. Ясинский («Единая Россия») |
||
По градостроительству, транспорту, безопасности и качеству автомобильных дорог |
Н.И. Бирук («Единая Россия») |
В.И. Байло (КПРФ) |
Ю.К. Павлов («Единая Россия»)
|
||
По депутатской деятельности, правопорядку и информационной политике |
А.В. Калганов («Единая Россия»)
|
С.Р. Хабибулин (СР) |
А.С. Киселёв («Единая Россия») |
||
По жилищно-коммунальному комплексу, энергетике, экологии и природопользованию |
А.Н. Тарасенков («Единая Россия») |
А.Н. Ершов (КПРФ) |
А.Н. Щенников («Единая Россия») |
||
По законодательству, вопросам государственной власти и местного самоуправления |
Э.Я. Мардалиев (КПРФ) |
Н.В. Косихина («Единая Россия») |
В.С. Бобков («Единая Россия») |
||
По здравоохранению |
Ю.А. Филимендиков («Единая Россия») |
А.В. Денисов («КР») |
В.В. Денисов («Единая Россия») |
||
По социальной, демографической политике, труду и занятости |
Л.Ю. Ушакова («Единая Россия») |
Е.Д. Кузнецова (КПРФ) |
С.В. Борисов («Единая Россия») |
||
По образованию, культуре, туризму, спорту и делам молодёжи |
О.В. Хитрова («Единая Россия») |
О.Н. Секачева («СР») |
А.В. Макаров («Единая Россия») |
||
По экономической политике, инвестициям, промышленности и предпринимательству |
Р.Ю. Фомичёв («Единая Россия») |
Ш.К. Абдуллаев (КПРФ) |
А.Н. Коваленко («Единая Россия») |
Из таблицы видно, что кроме одного председательского поста оппозиции досталось и несколько должностей замов. Таковых набралось девять. С одной стороны, это вдвое больше, чем в прошлом созыве. Тогда вице-председателями были лишь четверо оппозиционеров: Эльхан Мардалиев (КПРФ, комитет по законодательству), Андрей Потапов (ЛДПР, комитет по депутатской деятельности), Андрей Ершов (на тот момент бывший председателем фракции «Справедливая Россия», комитет по АПК) и Роман Фомичёв (в начале созыва представляющий партию «Зелёные», комитет по ЖКХ). Но, с другой – в той же Государственной Думе представители оппозиционных партий являются председателями 13 комитетов из 26. По пять постов досталось КПРФ и ЛДПР, и три – «Справедливой России». Кроме того, оппозиционеры занимают посты трёх вице-спикеров Госдумы из восьми. Это притом, что доля депутатов-«единороссов» в нижней палате российского парламента составляет 75,5% (340 человек из 450). В Ярославской областной Думе эта цифра существенно меньше – 64% (32 человека из 50). При этом «Единая Россия» фактически монополизировала право на управление Думой. С этической точки зрения такое распределение должностей выглядит не очень справедливо. По правде сказать, оппозиция вполне могла претендовать как минимум на два председательских поста в комитетах. А как максимум – даже на должность вице-спикера Думы. Но, как говорится, политика – искусство возможного!
Что нового?
Определённые новшества появились и в самой структуре Думы. Во-первых, было предложено ограничить количество депутатов в одном комитете. Отныне в каждом из них будет заседать не более 10 человек (притом, что один законодатель по-прежнему сможет состоять в двух комитетах). Ранее подобных ограничений не было. Параллельно появилась информация, что в «Единой России» дали негласную установку распределить своих представителей так, чтобы составлять большинство в каждой из комиссий. То есть минимум 6 депутатов. Если это действительно так и подобная установка существует, тогда маневр с «десятками» становится абсолютно понятным. И «партия власти» получает полный контроль над Думой, даже невзирая на значительное присутствие оппозиции. Правда, здесь есть сразу два «но». Первое: без договорённостей с оппозицией «Единая Россия» не сможет менять Устав Ярославской области и проводить другие изменения, требующие принятия двумя третями голосов (которых у «единороссов» теперь не стало). Второе: даже при наличии большинства, «партии власти» ещё придётся его обеспечить. Дело в том, что некоторые депутаты не отличаются повышенной дисциплиной и могут «пропустить» заседание. Во всяком случае, на предыдущих мероприятиях Думы спикер Михаил Боровицкий и председатель партийной фракции Николай Александрычев не раз были вынуждены призывать к порядку и чуть ли не в «ручном режиме» отыскивать соратников по коридорам. Особенно, если в ходе заседания объявляли перерыв. Одно время за пропуски без уважительной причины даже пытались вводить санкции. Однако действенного эффекта они не дали. Есть риск, что аналогичная картина может повториться и в новом созыве.
Во-вторых, у некоторых комитетов существенно изменились вопросы ведения. К примеру, комитет по депутатской деятельности отныне будет заниматься административными правонарушениями, согласованием назначений мировых судей, организацией деятельности областной адвокатской палаты, назначением регионального уполномоченного по правам человека, информационной политикой и так далее. Ранее все эти вопросы находились в ведении комитета по законодательству. Теперь функции последнего существенно сузились. На практике это может привести к нежелательному дублированию. В комитет по жилищно-коммунальному комплексу передают большой блок полномочий, связанный с экологией и природопользованием. В том числе вопросы лесных и водных отношений, регулирования деятельности в сфере охраны окружающей среды, экологического контроля и многие другие. Сюда же относится крайне актуальная (не только в контексте «московского мусора») проблема утилизации твёрдых коммунальных отходов. В шестом созыве данными вопросами официально занимался комитет по аграрной политике. Впрочем, последние месяцы «мусорная» тема звучала именно на заседаниях комитета по ЖКХ. Видимо, в новом составе Думы её решили закрепить за ним окончательно. К официально утверждённым вопросам комитета по градостроительству добавляются безопасность дорожного движения и благоустройство общественных территорий. В контексте больших планов по ремонту магистралей (в которых модернизации инфраструктуры БДД отводятся большие разделы) и продолжения проекта «Решаем вместе» (основная часть которого как раз подразумевает решение вопросов благоустройства) данные направления выглядят вполне востребованными. Здесь же остаётся строительство, ремонт и содержание дорог, транспортное обслуживание населения, расселение ветхого и аварийного жилья.
В начале прошлого созыва при формировании комитетов и согласовании их полномочий исходили из существующей на тот момент структуры Правительства Ярославской области. Каждая комиссия взаимодействовала с конкретными департаментами в соответствии с профилем работы. По имеющейся информации, на этот раз во главу угла поставили 12 приоритетных проектов, которые нашли отражение в знаменитом Указе Президента Владимира Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ» от 7 мая текущего года. Во всяком случае, немалая часть вопросов ведения совпадает с тезисами главы государства. Впрочем, ориентир на областную администрацию тоже никто не отменял. Тем более, что её структура не сильно изменилась. С другой стороны, Правительству также придётся взаимодействовать с Думой по вопросам перераспределения доходов и расходов казны, переоценке государственных программ, согласованию межбюджетных кредитов, ратификации различных соглашений и многих других. А с учётом того, что доля оппозиции в парламенте возросла, исполнительной власти придётся проявить чуть большую гибкость, нежели раньше.
Наконец, в-третьих, в Думе вводятся посты трёх специальных уполномоченных:по международным связям, по спорту и молодёжной политике, по экономике и инвестициям. В ходе заседания на них согласовали Тиграна Казаряна, Андрея Коваленко и Якова Якушева. Правда, статус данных должностей пока не вполне понятен. Также, как и их полномочия. Тем не менее, в регламент их внесли. В свою очередь, в состав Совета Федерации выбрали экс-главу ДаниловаНаталью Косихину. Судя по всему, ненадолго. В открытых источниках уже муссируется информация, что в скором времени ей придётся освободить место кому-то из «старших товарищей».
Любопытно, что при текущем раскладе с учётом появления новых должностей руководящие посты в Думе займут 38 человек из 50 (не считая представителя в Совфеде). Иными словами, будет 38 больших, средних и маленьких начальников! Такого пока ещё не было. При этом, 42 человека из 50 будут работать на постоянной основе. Такого тоже не было. Поможет ли увеличение количества «профессиональных депутатов» улучшению работы законодательного собрания? Пока это открытый вопрос. Хочется верить, что ответ на него мы узнаем в ближайшее время.
ГЕОРГИЙ ГРОМОВ