Прокурор Ярославского района информирует!

prokuratura1Важнейшей задачей надзорной деятельности является своевременное предупреждение коррупционных правонарушений, выявление и устранение их причин и условий, минимизацию и (или) ликвидацию последствий коррупционных правонарушений.

Согласно ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 273-ФЗкоррупция злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

Соответственно любые нарушения действующего законодательства которые можно было бы соотнести с данным понятием являются коррупционными.

Такого понятия как коррупционное преступление не закреплено в уголовном кодексе и иных нормативных актах, однако к коррупционным преступлениям могут быть отнесены такие виды уголовно наказуемых деяний как: 1) злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ); 2) незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ); 3) получение взятки (ст. 290 УК РФ); 4) дача взятки (ст. 291 УК РФ); 5) служебный подлог (ст. 292 УК РФ).

В текущем году в сфере противодействия коррупции внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации(ФЗ от 03.07.2016 № 324-ФЗ ), в частности, в статьи 204 «Коммерческий подкуп», 290 «Получение взятки», которые признают преступлениями случаи, когда деньги, ценные бумаги, иное имущество передаются, или услуги имущественного характера оказываются, или иные имущественные права предоставляются не самому должностному лицу (лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации), а по его указанию другому физическому или юридическому лицу.

     В Уголовный кодекс Российской Федерации введена новая статья 204.1, которой установлена уголовная ответственность за посредничество в коммерческом подкупе, а также за обещание или предложение посредничества в коммерческом подкупе по аналогии со статьей 291.1 УК РФ. При этом ответственность за коммерческий подкуп и посредничество в нем дифференцируется в зависимости от размера предмета подкупа.

     В примечании 1 к статье 204 УК РФ определяются значительный, крупный и особо крупный размеры коммерческого подкупа. Так, значительным размером коммерческого подкупа признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей, крупным размером коммерческого подкупа — превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером коммерческого подкупа — превышающие один миллион рублей.

Кроме того, Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 204.2 «Мелкий коммерческий подкуп», то есть подкуп на сумму, не превышающую десяти тысяч рублей. Наказание за указанное преступление предусмотрено в виде штрафа в размере до ста пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до двухсот часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до одного года.

Также Федеральным законом вводится статья 291.2 «Мелкое взяточничество», то есть получение взятки, дача взятки лично или через посредника в размере, не превышающем десяти тысяч рублей. Наказание за указанное преступление предусмотрено в виде штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года.

Внесены изменения в статью 304 Уголовного кодекса РФ, направленные на уточнение круга лиц, в отношении которых возможна провокация коммерческого подкупа или взятки.

Также среди новелл в сфере противодействия коррупции отдельно можно выделить изменения, внесённые в конце  2015 года в Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в частности:

1) на депутатов выборного органа местного самоуправления, а также на выборных  должностных  лиц  местного самоуправления, лиц,  замещающих муниципальные должности, возложена обязанность по соблюдению ограничений, запретов, и других обязанностей,  которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

В этой связи теперь  полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных: Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

Теперь полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом,  

К таким случаям относятся обязанности представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации (ранее данные требования относились к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе).

Таким образом, теперь и депутатам муниципального образования, в том числе осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе, необходимо предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации. В противном случае, их полномочия прекращаются досрочно.

Кроме того Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» а также Федеральным законом «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами: депутатам представительных органов муниципальных районов, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, депутатам, замещающим должности в представительных органах муниципальных районов.

В Федеральный закон от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» также были внесены изменения. Статьей 2 запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами лицам, замещающим (занимающим):

  1. должности глав муниципальных районов, глав иных муниципальных образований, исполняющих полномочия глав местных администраций, глав местных администраций (ранее это касалось только глав муниципальных районов), а также супругам и несовершеннолетним детям данных лиц.
  2. депутатам представительных органов муниципальных районов, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, депутатам, замещающим должности в представительных органах муниципальных районов, а также супругам и несовершеннолетним детям данных депутатов (ранее данной нормы не было).

 

Таким образом, запрет на владение иностранными счетами помимо глав муниципальных районов, глав иных муниципальных образований, исполняющих полномочия глав местных администраций, глав местных администраций теперь касается и депутатов осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, депутатам, замещающим должности в представительных органах муниципальных районов, а также супругам и несовершеннолетним детям данных депутатов.

Следует учитывать, что определение депутата, замещающего должность в представительных органах муниципальных районов, установлено Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.11.2015) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: депутат, замещающий должность в представительном органе муниципального образования это председатель представительного органа муниципального образования, его заместитель, председатель постоянной и временной комиссии (комитета) и его заместитель, депутат, замещающий иные должности в представительном органе муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.

Федеральный закон 03.11.2015 N 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вступил в силу 04.11.2015 года.

Руководствуясь статьей 7 Федерального закона от 03.11.2015 N 303-ФЗ лица, для которых законодательными актами устанавливается запрет открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами, обязаны в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов.

В случае неисполнения такой обязанности лица, для которых законодательными актами, измененными настоящим Федеральным законом, устанавливается запрет открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами, обязаны досрочно прекратить полномочия, освободить замещаемую (занимаемую) должность или уволиться.

В случае, если указанные лица не могут выполнить требования в связи с арестом, запретом распоряжения, наложенными компетентными органами иностранного государства в соответствии с законодательством данного иностранного государства, на территории которого находятся счета (вклады), осуществляется хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранном банке и (или) имеются иностранные финансовые инструменты, или в связи с иными обстоятельствами, не зависящими от воли лиц, такие требования должны быть выполнены в течение трех месяцев со дня прекращения действия указанных в настоящей части ареста, запрета распоряжения или прекращения иных обстоятельств.

Одним из государственно-правовых институтов, призванных осуществлять противодействие коррупции как в органах государственной власти и органах местного самоуправления, так и в сфере хозяйственной деятельности, являются органы прокуратуры.

Если некоторое время назад основным законодательным актом по вопросу противодействия коррупции являлся Уголовный кодекс Российской Федерации, то в настоящее время можно говорить о системе законодательства о противодействии коррупции в которую также входят:

Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 15.02.2016)

«О противодействии коррупции»

Федеральный закон от 17.07.2009 N 172-ФЗ (ред. от 21.10.2013)

«Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»

Федеральный закон от 03.12.2012 № 230-ФЗ (ред. от 03.11.2015) 
»О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»

Федеральный закон от 07.05.2013 №79-ФЗ (ред. от 28.11.2015) 
»О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»

В Ярославской области в эту систему входят  Закон ЯО от 09.07.2009 N 40-з «О мерах по противодействию коррупции в Ярославской области».

Осуществляя прокурорский надзор за соблюдением законодательства о противодействии коррупции, прокуратура выносит представления, протесты, предостережения, а также постановления. В ходе осуществления такого надзора в данной сфере наиболее часто выявляются нарушения запретов и ограничений, обусловленных государственной и муниципальной службой, нарушение сроков и порядка предоставления сведений о доходах и имуществе государственного и муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а также выполнения обязанностей, установленных законодательством о противодействии коррупции.

Особое внимание при осуществлении прокурорского надзора за выполнением требований законодательства о противодействии коррупции в настоящее время уделяется выполнению государственным и муниципальным служащим обязанности уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

С недавнего времени прокуратура является одним из основных субъектов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. В компетенции прокуратуры находится проведение соответствующей экспертизы нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам, касающимся прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, государственной и муниципальной собственности, государственной и муниципальной службы.                    

***

 Уважаемые жители Ярославского муниципального района!

Борьба с коррупцией может быть ощутима лишь тогда, когда каждый из вас будет непримирим к явлениям коррупционного характера. Прокуратура Ярославского района всегда будет оперативно реагировать на Ваши заявления. О любых элементах носящих коррупционный характер информируйте нас по телефону: 21-23-33 контактное лицо — Разумов Роман Леонидович.