Компании, которые перевозят граждан в городах, областях и
регионах, будут получать своего рода лицензию на работу и
карту маршрута следования.
Их обяжут высаживать пассажиров только там, где есть остановки, и
устанавливать тарифы на проезд после их согласования с властями в
зависимости от рейса. За нарушения их ждут штрафы на сумму до 20 тысяч
рублей.
Это предусматривает новый федеральный закон о регулировании
пассажирских перевозок автомобильным и наземным городским
электрическим транспортом, который вступил в силу в минувший вторник.
Текст закона публикует «Российская газета».
До этого в России не было единого документа, который бы регламентировал
отношения между органами власти и операторами, и цель закона —
установить такие отношения. По сути, заполнен важный пробел, которого
ждали с 2012 года. А появился он только сейчас потому, что серьезная
транспортная реформа началась в Москве, где переходят на более
прозрачную и эффективную схему работы.
«Подобную модель отношений используют во всех развитых странах, и
новый закон отвечает требованиям, которые повысят качество услуг,
предоставляемых перевозчиками», — говорит эксперт Института экономики
транспорта и транспортной политики НИУ «Высшая школа экономики»
Александр Рыжков.
Этот закон разделил перевозки на два типа: межрегиональные (дальнего
следования) и межмуниципальные. В первом случае операторы сами
заявляют о желании ввести рейс, и тарифы там не регулируются. Во втором
— вводится жесткий режим, когда инициатива исходит от местных властей.
Выбор, как организовать транспортное сообщение, будет очень широким, и
сделать его поможет круг специалистов, знакомых со всеми моделями
регулирования.
Изменится и старая система, по которой автобусы, следующие из одного
региона в другой, могли делать остановки там, где попросит водитель.
Отныне перевозчик может высаживать только на автовокзалах и
автостанциях, но если их нет на пути следования, то отступить от правил
разрешат.
Законодательные новеллы коснулись и водителей общественного
городского транспорта. Если они выпустят кого-нибудь из автобуса,
троллейбуса или трамвая в неустановленном месте, то их оштрафуют на 3
тысячи рублей, а при повторном нарушении — уже на 5 тысяч. Стоянка
общественного транспорта вне станции или депо обойдется в 5 тысяч
рублей, а саму компанию могут оштрафовать на 20 тысяч.
Муниципальные рейсы, то есть те, которые не выходят за пределы города,
определят органы местной власти. Здесь последнее слово в тарифной
политике за ними. Почти такая же схема работы вводится в Москве, Санкт-
Петербурге и Севастополе. Учитывая, что это города федерального
назначения, ответственными за межмуниципальные маршруты стали
региональные власти.
Чтобы ввести или изменить маршрут следования троллейбусов, трамваев
или автобусов, которые возят население не только внутри города, но и через
области, одного желания компаний будет недостаточно. Они получат право
голоса на основе открытого конкурса. «Федеральный закон дал некие рамки, но они очень свободные», — продолжает Александр Рыжков. По его мнению, в дальнейшем можно было бы усовершенствовать механизм регулирования. К примеру, изменить критерии определения оператора-победителя открытого конкурса при нерегулируемых тарифах. В перечне есть положение об опыте работы, но для пассажира это неважно, так как он не знает оператора в лицо, а для конкуренции такие критерии оценки неудачны, так как затрудняется приход новых перевозчиков. Что касается муниципальных маршрутов, там в одном из вариантов тарифы устанавливают региональные власти. Если бы право их формирования передали муниципалитетам, которые делают отчисления за перевозки, это было бы более логично, заключает собеседник «РГ».